16+
Пятница, 13 сентября 2024
  • BRENT $ 72.33 / ₽ 6590
  • RTS928.07
26 августа 2024, 20:55 Общество

В ряде регионов у школьников возникли проблемы с зачислением в 10-й класс

Лента новостей

Речь идет о правилах нового образовательного стандарта, согласно которым школы могут зачислять в десятые классы учеников исходя из собственных критериев. Также не во всех школах есть те профильные классы, в которых хотели бы продолжать обучение дети, а общеобразовательных классов в школах практически не осталось. Проблемой заинтересовалась Генпрокуратура

Фото: Сергей Булкин/ТАСС

Школы отсеивают девятиклассников. В нескольких российских регионах родители учеников столкнулись с невозможностью зачислить детей в десятый класс, пишет «Коммерсантъ».

Все из-за нового государственного образовательного стандарта: он дает школам возможность отбирать учащихся в профильные классы по собственным критериям. А школьники, у которых возникла проблема, не смогли сдать внутренние экзамены для поступления в них. Ситуация осложняется тем, что общеобразовательных классов в школах практически не осталось.

Между тем в Рособрнадзоре сообщили, что мест в десятых классах хватает и все выпускники в столице до 23 августа должны были быть зачислены в свои школы.

Business FM обсудила с директорами и учителями, действительно ли в школах есть такая проблема и нужны ли профильные классы:

Заслуженный учитель РФ, доктор педагогических наук, директор Центра образования № 109 Москвы Евгений Ямбург:

— ОГЭ, экзамен за девятый класс, достаточно простой, там можно сдавать только два экзамена — русский и математику. Но если брать медицинский класс, для этого нужно сдать еще химию и биологию. Если инженерные класс — информатику повышенную и так далее. Здесь существует очень простой и довольно жесткий порядок. Есть школы переполненные, скажем, рейтинг очень высок, поэтому по результатам сдачи ОГЭ, побед в олимпиадах и сдачи дополнительных экзаменов их берут. А если мест нет, то тогда те дети, которые это ничего не сдавали, имеют право идти туда, где есть свободные места. Если говорить о шаговой доступности, этот принцип распространяется только до десятого класса, речь-то идет о десятом классе. Трудно себе представить, что вуз, в который будут поступать все ребята, будет в шаговой доступности от них. Более того, было очень много условий сделано для того, чтобы те, кто хотят поступать туда, где они учились, они могли сдавать дополнительные экзамены. Поэтому все, кто не поступает сюда, они могут идти либо в школу, где есть свободные места, либо в колледжи, а колледжи принимают на очень интересные престижные и вещи, ограничения нет. И все эти разговоры связаны с тем, что вот стрекоза и муравей: «Ты все пела, это дело, так поди же попляши».

— Нужны ли профильные классы в таком количестве?

— Нужны, это гибкость, возможность учитывать индивидуальные особенности, способности. Грубо говоря, если ты идешь в инженерный класс, то должен сдавать повышенную математику, когда будет ЕГЭ. А если ты идешь на журналистику, зачем тебе нужна? Ты сдаешь там базовую математику.



Первый заместитель председателя комитета Госдумы по науке и высшему образованию Олег Смолин:

«Отказ принимать ребят в десятые классы под предлогом профильности — это грубое нарушение действующего закона об образовании в Российской Федерации. Согласно закону, общее среднее образование у нас общедоступно, бесплатно и, более того, обязательно. А вот профессиональное образование у нас необязательно. В настоящее время мною направлен в Генеральную прокуратуру запрос по этому поводу, это с точки зрения закона. Теперь по сути дела, я могу провести мой личный опыт. В девятом классе я собирался заниматься математикой, и только в 11-м, когда началось обществоведение и когда начались элементы философии, я понял, что вот это мое. Если бы меня заставили в девятом, а сейчас очень часто гораздо раньше заставляют сделать выбор в пользу той же математики, с моей стороны это была бы ошибка. Мы не должны заставлять ребят делать выбор тогда, когда они еще не познакомились со всеми предметами. Я думаю, что и с юридической, и фактической, человеческой точки зрения классы универсального обучения должны оставаться. А всех принудительно загоняют в профильные классы, я думаю, по одной простой причине — вольно или невольно стараются показать максимальные результаты ЕГЭ. Мы хорошо понимаем, что, например, профильную математику можно успешно сдать, если ты учился в профильной школе, в профильном классе или плотно занимался с репетитором, а лучше и то и другое. Похожая ситуация и по другим предметам».



Директор санкт-петербургского лицея № 369 Константин Тхостов:

«Здесь есть три новеллы. Первая, родители нынешних старшеклассников — это дети ХХ века, где было все предопределено простыми правилами: не умеешь работать головой — иди работай руками. Сейчас для того, чтобы поступить в профтех, нужны баллы на уровне поступления в профильные классы лицеев и гимназий. Родителям очень четко нужно соучаствовать в процессе формирования личности ребенка не в девятом классе, а значительно раньше, когда определяются способности, интересы ребенка. Школа — это не камера хранения. И обучение в профильном десятом, профильном 11-м классе требует от ребенка достаточно серьезной нагрузки, а самое главное, серьезной подготовки. Если же это спонтанное желание — просто оставьте меня, мы здесь учились с первого класса, поверьте мне, это дорога в никуда. Вторая новелла — это то, что многие общеобразовательные организации искусственно создают проблемы, не открывая универсальный профиль для ребят, которые еще не определились со своим профессиональным будущим. Ребенок вправе в 15 лет еще не понимать, кем он хочет быть. И третья новелла: органы управления образования все-таки должны отслеживать то, какие профили школы открывают для десятых классов. И если есть общеобразовательная школа и там есть спрос на универсальный профиль, не надо согласовывать физико-математический, технический, технологический профили, тем более что они не подкреплены материально-технической базой. Если ребенок не может перейти из общеобразовательного девятого класса в десятый, что-то мне подсказывает, что где-то нарушена одна из трех историй».

Федеральный государственный образовательный стандарт третьего поколения, на который в подобных случаях ссылаются школы, вступил в силу в сентябре позапрошлого года.

Ранее в Генпрокуратуре отмечали, что еще в 2020 году Конституционный суд РФ постановил: положения о процедуре индивидуального отбора в профильные классы не могут служить основанием для отчисления детей.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию