16+
Четверг, 19 декабря 2024
  • BRENT $ 72.99 / ₽ 7518
  • RTS738.50
13 июня 2024, 11:14 Компании
Спецпроект: ПМЭФ-2024

Дмитрий Харитонов, T1: «Заказчики могут спокойно решать задачи импортозамещения на нашей инфраструктуре — она к этому готова»

Лента новостей

О темпах развития IT-рынка и основных продуктах для бизнеса на основе ИИ в интервью главному редактору Business FM Илье Копелевичу рассказывает первый заместитель генерального директора Холдинга Т1 Дмитрий Харитонов

Фото: пресс-служба Холдинга Т1

По словам эксперта, на первый план в импортозамещении сегодня выходит кадровый вопрос: IT-отрасль нуждается в специалистах высокого уровня

Последние несколько лет Т1 показывает кратный рост бизнеса, об этом говорит и увеличение спектра новых проектов, и открытие новых направлений, и рост финансовых показателей. Как вы управляете кадровыми ресурсами, чтобы обеспечивать такую работоспособность?
Дмитрий Харитонов: Мы развиваем большое число проектов, для реализации которых люди, конечно, имеют ключевое значение. В условиях кадрового дефицита этот вопрос стал критичным, из-за чего мы стараемся находить новые креативные пути привлечения сотрудников. Мы сотрудничаем с вузами, предлагая студентам попробовать себя на практике, а также дообучаем кандидатов до необходимого уровня, для этого на базе Т1 Цифровой академии запустили «Открытые школы» — инициативу, направленную на поиск высококвалифицированных кандидатов через обучение. Это помогает нам оставаться одной из самых быстрорастущих компаний в России — только за прошлый год наша численность выросла более чем на 30%, и сегодня у нас в штате более 24 тысяч сотрудников.
Если говорить более предметно, то какие проекты сейчас требуют привлечения такого числа сотрудников?
Дмитрий Харитонов: Большой объем работ направлен на решение задач по импортозамещению: это один из основных наших приоритетов. Мы используем все силы и ресурсы, чтобы выполнить задачи, связанные с замещением иностранного ПО, особенно в критических системах. И если в финтехе мы с этим работаем уже достаточно давно, то в последнее время отмечаем повышение спроса на импортозамещение и со стороны промышленных предприятий. Один из конкретных примеров — это внедрение «1С». Специалисты этого направления сейчас очень востребованы, причем задачи их совершенно разные: кастомизация, внедрение, обновление, интеграция с остальным периметром.
Согласно указу президента, к 2025 году вся критическая IT-инфраструктура должна быть полностью замещена. Как вы считаете, готовы ли мы к тому, чтобы к этому сроку заменить важные IT-программы на российские?
Дмитрий Харитонов: В каждой из отраслей есть конкретные критически важные процессы. Например, в финансах это то, что затрагивает клиентские транзакции. Там мы решаем задачу по замещению тех программ, которые задействованы в критичных операциях, но не переписываем весь софт заново. Ключевое преимущество отечественных программ в том, что мы не повторяем старое иностранное решение, которое, возможно, уже утратило свою актуальность, а создаем новые системы на принципиально новой архитектуре, отвечающие особенностям и специфике российского бизнеса. Импортозамещение высоконагруженных транзакционных систем позволит нам создать принципиально новые для рынка продукты, причем это будет не устаревший монолит, а новая платформа, построенная на микросервисах, которую можно гибко масштабировать, развивать, обновлять без потери работоспособности.
Среди направлений Холдинга Т1 — работа с большими данными, искусственный интеллект. Как вы видите развитие ИИ-технологий и какие проблемы могли бы выделить?
Дмитрий Харитонов: Искусственный интеллект — для нас очень важная технология, в этом году мы консолидировали весь накопленный опыт в этой сфере и открыли новое бизнес-направление Т1 ИИ. В нем собран целый инструментарий по работе с качеством данных, их очистке, структурированию, нормализации, приведению к понятному виду для дальнейшего использования.
Искусственный интеллект — уже не новая технология, одни индустрии чуть более зрелые в вопросах его внедрения, а другие находятся в позиции догоняющего. Например, в финансах технология применяется уже достаточно давно, и мы знаем большое количество сценариев использования: скоринг клиентов, кредитных процессов, антифрод, поведенческий анализ пользователя, построение рекомендаций. Кроме того, в финтехе ИИ отлично себя проявляет в персонализации — быстро развиваются цифровые помощники, которые на основе анализа интересов и действий клиента рекомендуют, например, стратегии инвестиций.
Если говорить о других областях, то, к примеру, в машиностроении ИИ встроен в системы, связанные с послепродажным обслуживанием техники. Получая разные данные об изделии и его эксплуатации, ИИ предсказывает его жизненный цикл, исходя из чего планирует сроки технического обслуживания, ремонт, замену запчастей и др. Важно сделать акцент на том, что, хотя данных стало много, далеко не все научились правильно их использовать, анализировать, защищать, чтобы на их базе строить предиктивную аналитику и создавать новые продукты, причем мощности для этого есть. Управление процессами на основе данных для принятия правильных решений — сейчас важное и перспективное направление нашей работы.
Расскажите про ваш опыт управления процессами и принятия решения на основе данных. Создаете ли вы решения для этого?
Дмитрий Харитонов: Здесь, на ПМЭФ, мы представляем один из релевантных продуктов. В Т1 создали платформу «Пиктерра» для сельского хозяйства, которая собирает разные данные со спутников и IoT-датчиков о состоянии почвы в том или ином регионе, метеорологические данные о погоде и формирует детальный отчет по состоянию сельскохозяйственных угодий. Кроме того, в систему встроен ИИ, благодаря чему решение делает прогнозы и дает рекомендации пользователям. На рынке есть спрос на решения такого класса, поэтому в этой индустрии у нас есть достаточно большие планы.
А в какой практической фазе это направление находится? На ваш взгляд, спрос будет стабилен?
Дмитрий Харитонов: ИИ в этом решении направлен на выявление взаимосвязей и оптимизацию определенных процессов. Потенциальные пользователи хотят тратить меньше ресурсов и сохранять способность влиять на результаты, чтобы не терять урожай, скажем, из-за того, что где-то есть вероятность воспламенения. Мы же помогаем обнаружить угрозу заранее, предлагаем сценарии для ее устранения, что в конечном итоге препятствует потерям. И в этом наше ключевое преимущество.
Для российской IT-отрасли важен вопрос развития облачных сервисов. Какой у вас опыт в этом вопросе?
Дмитрий Харитонов: У нас в холдинге есть отдельное направление, связанное с построением облаков, — Т1 Облако. Мы активно его развиваем и важным аспектом считаем обеспечение полной безопасности облачной инфраструктуры, а также соблюдение всех требований регуляторов. Много сил вложили в развитие наших облачных сервисов и сертификации под требования ФСТЭК, что позволяет субъектам КИИ использовать их на своей инфраструктуре.
Какие прогнозы на развитие отрасли вы выделяете? Какие направления будут самыми востребованными?
Дмитрий Харитонов: Индустрия растет примерно на 12% в год, в ней уже задействованы порядка миллиона IT-специалистов. Это не может не радовать, однако важно понимать, что запросы рынка растут, а текущая численность становится не способна обеспечить проекты человеческими ресурсами. Мы осознаем, что прежними методами решать проблемы «кадрового голода» уже не представляется возможным — рынку необходимо объединиться для поиска новых путей создания кадрового резерва.
Самый сложный и амбициозный проект для всего рынка — это импортозамещение, на данный момент IT-компании на нем сфокусированы довольно серьезно, и успехи в этом направлении уже есть.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию