16+
Вторник, 24 декабря 2024
  • BRENT $ 73.00 / ₽ 7418
  • RTS836.84
29 января 2021, 02:36 Политика

Власти ведут работу на упреждение протестов. Комментарий Георгия Бовта

Лента новостей

«Трудно сказать, предвидел ли все эти повороты сам Навальный, когда принимал решение вернуться в Россию, и сыграв тем самым на повышение ставок. Однако теперь игра, если тут вообще уместен этот термин, ему предстоит долгая», — считает политолог

Георгий Бовт.
Георгий Бовт. Фото: Михаил Фомичев/ТАСС

Московский областной суд признал законным арест Алексея Навального. Он останется под стражей как минимум до 15 февраля. Его задержали сразу по возвращении из Германии после лечения, теперь ФСИН требует изменить его условное заключение по делу «Ив Роше» на реальное.

Также прошли обыски у нескольких представителей оппозиции в Москве, — всего по 15 адресам, в том числе и на квартире супруги Навального Юлии. Задержан также его брат и еще три человека из ближайшего окружения. Всего после несогласованной акции 23 января только в Москве к ответственности привлекли 267 человек, 110 из них судом назначено наказание в виде административного ареста. Заведено семь уголовных дел. Всего в московские суды поступило 448 административных дел в отношении участников незаконной акции. Прокуратура Москвы также предупредила о негативных последствиях участия в несогласованных акциях.

Нетрудно было предугадать, что несанкционированная акция 23 января будет иметь последствия, причем незамедлительные и весьма жесткие. Власти теперь также работают на опережение, притом четко и точечно — ведь оппозиция объявила о новых несогласованных акциях. И вот помимо предупреждения прокуратуры о негативных последствиях для ее возможных участников правоохранители делом доказывают, что для участников прошедшей акции такие последствия уже наступили.

Также просматривается явное намерение полностью обезглавить предстоящие новые протесты, в связи с чем практически все ближайшие сторонники Навального были арестованы и против них заведены дела, в том числе уголовные. Другой важной частью работы правоохранителей на опережение является настоятельное требование к соцсетям типа TikTok удалять призывы к незаконным акциям, а также наложение штрафов за призывы к участию в таковых, обращенные к несовершеннолетним. Механизм, как оказалось, работает, хотя и не со 100-процентной эффективностью. И в этом смысле пока не очень понятно, кто же сможет чисто технически, да и осмелится ли выступить организатором акций.

Продление ареста самого Навального также было совершенно предсказуемо. И вообще пока не очень понятно, правильно ли он все рассчитал, возвращаясь в Россию, где его ждала неминуемая посадка. Пока под арест. Но 2 февраля Симоновский суд Москвы рассмотрит ходатайство ФСИН об изменении меры наказания по «делу «Ив Роше» с тем, чтобы изменить условный срок на реальный. Основанием для такого требования ФСИН считает то, что Навальный до того, как впал в кому, и после излечения нарушал режим, предписанный условно осужденному. И честно говоря, не очень верится в то, что судьба в лице судейских и правоохранителей в последний момент окажется к оппозиционеру благосклонной и он каким-то чудом избежит отправки в колонию года на три. Для начала.

Возможно, сейчас в соответствующих структурах взвешивают разные варианты на предмет «политической цены вопроса». До 2 февраля будет примерно понятно, какую роль — выраженную в численности вышедших на улицы, несмотря на предпринятые силовиками упреждающие меры — сыграют планируемые акции. Также предстоит взвесить международные последствия появления в России еще одного заключенного, которого Запад будет называть «политическим». Пока позиция Запада не выглядит как способная кардинально повлиять на данную ситуацию.

Суд по признанию ареста Навального законным состоялся спустя два дня после первого телефонного разговора Владимира Путина с новым президентом США Джозефом Байденом. Судя по американской версии изложения разговора, опубликованной на сайте Белого дома, Байден ставил перед Путиным вопрос о Навальном. Однако никаких судебных последствий в России такая постановка пока не возымела. Европа же, стоит заметить, вообще медлит с наложением новых санкций на Россию в связи с «делом Навального». Возможно, ожидая выработки некоей согласованной единой линии с Вашингтоном.

Вряд ли теперь даже под давлением Запада, потенциал которого к тому же еще требует оценки, Москва так уж быстро пойдет на уступки и освободит оппозиционера, сняв с него все довольно серьезные обвинения. Да еще показав тем самым, что проявила слабость перед лицом уличных демонстрантов. Хотя можно представить, что судьба оппозиционера, которая остается пока все же в большей мере фактором внешней политики России, нежели внутренней, станет предметом обсуждения и даже торга Москвы с Западом. Но этот торг, скорее всего, будет длительным и будет иметь гораздо более широкий общеполитический контекст.

Трудно сказать, предвидел ли все эти повороты сам Навальный, когда принимал решение вернуться в Россию, и сыграв тем самым на повышение ставок. Однако теперь игра, если тут вообще уместен этот термин, ему предстоит долгая. Ставки, возможно, придется повышать еще не раз, а исход ее совсем неочевиден.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию