Салин: резкое падение капитализации «Яндекса» не аргумент, к которому могут прислушаться лоббисты закона
Лента новостей
В соцсетях и мессенджерах растет возмущение законопроектом о значимых российских IT-компаниях. Даже запущен флешмоб с хештегом «Я/Мы Яндекс»
Обновлено 20:53
После обсуждения в Думе законопроекта о значимых российских IT-компаниях «Яндекс» подешевел на 1,5 млрд долларов. На Мосбирже акции обвалились на 20%, на американской NASDAQ потеряли 18%.
Некоторые пользователи сети и авторы каналов в мессенджерах адресуют претензии лично депутату Антону Горелкину, автору законопроекта. Он ответил на претензии в своем телеграм-канале, который называется «Душитель телеграма — телеграм-канал Антона Горелкина».
«Во всем мире акции компаний реагируют на новости из их сферы. Так устроен рынок. Когда вносил законопроект, тоже упали, потом подросли. Возможно, на падение повлияло вчерашнее заседание комитета. Не вижу проблемы, сегодня упали, завтра подрастут. Мой вам совет: зарядите какого-нибудь чиновника с заявлением, что он типа не поддерживает законопроект, и акции обязательно начнут расти.
Не знаю, влияют ли заявления телеграм-каналов на котировки, но тоже можете попробовать. Конечно, предвкушаю очередную порцию песнопений телеграмеров на вентилятор.
Но правда в том, что мой законопроект как раз защитит наших технологических лидеров от международных турбулентностей».
Может быть, депутат опасается, что иностранцы получат контроль над «Яндексом» и что-то нехорошее с ним сделают. Но это лишь страшилки, ничего общего не имеющие с реальностью. Комментирует президент Фонда развития гражданского общества Константин Костин.
Константин Костин президент Фонда развития гражданского общества «Понятно, что 100% акций ООО «Яндекс» принадлежит голландской компании, да. При все, при том «золотая акция» есть у «Сбера», и никаких крупных сделок без согласия Сбербанка «Яндекс» провести не может. И, соответственно, значительная часть капитала компании, даже после IPO, находится в руках Воложа и остального топ-менеджмента. Поэтому есть проблема в том, что компания выйдет из российской юрисдикции, ну, она, в общем, довольно странная. Этот бизнес создавался с нуля, создавался без какого-то заметного участия государства на первом этапе. И в данном случае совершенно непонятно, почему какие-то ограничения должны быть».
Известно, что теперь обсуждать нашумевший законопроект будут не раньше ноября. Инициативу Горелкина уже поддержали думские единороссы. А вот в правительстве у законопроекта есть противники. Например, глава Минкомсвязи Носков и вице-премьер Акимов. Чем закончится этот спор чиновников и депутатов, пока неясно. Зато уже понятно, что будет, если законопроект все-таки примут. Говорит экс-советник президента по развитию интернета, директор компании LiveInternet Герман Клименко.
Герман Клименко бывший советник президента по развитию интернета, директор компании LiveInternet «От нас на Западе и так сейчас шарахаются. И так для ведения переговоров, если вы говорите о том, что вы из России, ну не то чтобы прекращаются переговоры, но вообще уже достаточно это сложно делать. Когда мы говорим про инвестиции, у нас и так венчурная активность крайне низкая. Я думаю, что этот закон приведет к тому, что больше нам просто никто ничего давать вообще не будет. Потому что инвесторы не будут разбираться, а вот это ограничение 20% — значимый ресурс — не значимый. По большому счету, этот закон можно назвать запретом на инвестицию в Россию».
Общие потери капитализации «Яндекса» за пятницу оценивают в 100 млрд рублей — последний раз такое происходило год назад, когда обсуждалась возможная покупка Сбербанком части «Яндекса».
Ситуацию с законопроектом и «Яндексом», в частности с падением акций и капитализации, комментирует руководитель компании Wooden Shark Дмитрий Гориловский.
— Не было ни одного закона за последнее время, который бы укреплял позицию компаний, которые играют на открытом рынке. Все законы, которые принимались, от Яровой до других, я бы сказал, косвенно или напрямую поддерживали заинтересованные компании, которые участвуют в каких-то государственных тендерах. «Яндекс» не участвует в государственных тендерах, это компания, которая напрямую работает с бизнесом и потребителями. «Яндекс» — заложник своей позиции в том плане, что руководство компании никак вообще не комментирует принимаемые в стране законы. Промолчали про Яровую, про еще что-то, ну вот получаем ситуацию, что, мне кажется, пора бизнесу прямо, открыто заявлять. Я вообще не понимаю, как можно регистрировать какую-то компанию, занимающуюся IT-бизнесом в России, это вообще сейчас не имеет никакого смысла. Даже с точки зрения реестра собственников, рейдерские захваты просто с переписыванием собственников не редкость, когда все вменяемые стартапы и компании зарегистрированы не в России.
— Почему акции Mail на бирже не испытывали такого падения, хотя там у иностранцев тоже больше 20% капитала? Горелкин, говоря о законопроекте, упоминает обе эти компании.
— Mail.ru более приближенная к государству компания, потому что это компания, которая изначально показывала лояльность и, я бы сказал, играла больше по правилам государства, нежели по правилам рынка.
Гендиректор «Яндекса» Елена Бунина еще в четверг отметила, что в нынешней формулировке законопроект дискриминирует российские компании, которые конкурируют с мировыми гигантами. Что касается падения капитализации «Яндекса», то следует понимать, что стороны разворачивающейся сейчас дискуссии оценивают ситуацию в разных системах координат, говорит директор Центра политологических исследований Финансового университета Павел Салин.
Павел Салин директор Центра политологических исследований Финансового университета при правительстве РФ «Проект отражает позицию силовой корпорации, которая имеет определяющее влияние на принятие ключевых решений в российской внутренней политике последние несколько лет. Для силовой корпорации в абсолютном приоритете подконтрольность ситуации, а иностранные инвестиции, капитализация компаний — это всегда стоит на втором месте. Если брать капитализацию «Яндекса», то резкое ее падение не аргумент, к которому могут прислушаться лоббисты закона. Есть понимание, что компания заняла такую жесткую позицию не только из-за того, что она недовольна, а потому, что чувствует поддержку со стороны некой группы в российской элите, которую можно назвать прагматиками. Если бы не чувствовал «Яндекс» этой поддержки, то написал бы отрицательные отзывы ряду правительственных ведомств об этом. Другое дело, что, скорее всего, это ни к чему не приведет, законопроект все равно будет принят».
Хотя судьба законопроекта пока остается неопределенной, сам факт его существования и активного обсуждения уже сейчас может замедлить некоторые бизнес-процессы в интернет-компаниях, говорят эксперты. Например, создать риски для таких событий, как IPO «Яндекс.Такси», выделение «Яндекс.Маркета» и игрового бизнеса Mail.ru Group, пишут «Ведомости» со ссылкой на аналитиков «Ренессанс капитала».