«Классические инструменты маркетинга в подкастах не работают»
Лента новостей
Консультант сервиса «Яндекс.Музыка» Мика Голубовский рассказал, как он сделал вместе с командой «Яндекса» подкаст на основе поисковых запросов пользователей, что нужно для создания своего проекта и как работает привлечение аудитории на этом медиарынке
Подкаст «Слушай, Алиса»
Подкаст компании «Яндекс» «Слушай, Алиса» придумал и внедрил вместе с коллегами консультант сервиса «Яндекс.Музыка» Мика Голубовский. Он начал интересоваться подкастами несколько лет назад и прослушал много англоязычных выпусков.
Идея подкаста «Слушай, Алиса» родилась из запросов поисковой системы «Яндекса». В компании есть отдел, который занимается анализом поисковых запросов. Мика с коллегами выбирают из этих исследований наиболее интересные и на их основе делают выпуск. Разброс тем очень широк: начиная от сновидений и татуировок, заканчивая рэпом и поиском домашних животных.
На подготовку первого выпуска у команды ушел месяц. В одном подкасте, как правило, присутствуют голосовой помощник «Яндекса» Алиса (ведущая подкаста), эксперт «Яндекса» и приглашенный гость. Сейчас, по словам Голубовского, «Алиса» входит в топ-3 самых прослушиваемых подкастов «Яндекс.Музыки».
Мика Голубовский, автор подкаста «Слушай, Алиса»:
Создание подкаста — это более затратно, чем печатная статья, но менее затратно, чем видео. Все зависит от того, как это делать: дома или в профессиональной студии. Текст ведь тоже можно писать несколько месяцев и ездить в командировки.
Чтобы делать подкаст, достаточно диктофона или переносного микрофона. Многие ведущие даже состоявшихся западных подкастов записывают выпуски у себя дома под одеялом или в шкафу — это нормальная практика.
Наличие спонсора не гарантирует популярность подкаста. Классические инструменты маркетинга здесь не работают. Работает реклама, которую подкастеры размещают в дружественных подкастах. Иногда это делают за деньги, иногда бесплатно. Это способ завоевания новой аудитории, сарафанное радио.
Соцсети — еще один инструмент продвижения подкаста. Но после поста есть барьер, который пользователь должен преодолеть, чтобы пойти и послушать подкаст. Поэтому это не до конца работает.
На Западе гораздо больше возможностей монетизации подкастов. Еще один источник дохода подкастеров — это живые выступления, на которые они продают билеты. Если подкаст популярный, то собирается полный зал. Например, студия Radiolab регулярно устраивает такие шоу. В России начинает набирать популярность формат «живых» записей подкаста — когда «выпуск» создается на глазах зрителей.
«Самое сложное в нарративном подкасте — построение драматургии». Подробнее об этом и о проекте подкаста «Заварили бизнес» в следующем материале.