«Игра престолов» в театре Станиславского. Кончаловский поставил «Отелло» Верди
Лента новостей
Самая громкая театральная премьера минувших выходных состоялась в рамках фестиваля «Черешневый лес». Что роднит оперу с сериалом НBO?
«Отелло» с первой сцены выглядит как сериал НВО. На сцене около ста человек одновременно, декорации делал британец Мэтт Дили, он еще был арт-директором на открытии лондонской Олимпиады 2012 года.
Костюмы, сюжетные интриги, масштаб: не опера, а «Игра престолов». При этом все с достоинством, по классике. Чтобы Верди не перевернулся в гробу, говорит режиссер Андрей Кончаловский.
Андрей Кончаловский кинорежиссер, сценарист «Надо уважать классику и постараться понять даже не Шекспира, а Верди, который старался понять Шекспира. Современность ведь не в том, чтобы одеть всех в современные костюмы, а в том, чтобы все плакали, смеялись, были детьми. Тут главное — дирижер, а не режиссер: мое дело не помешать. Мы не имеем права ничего изменять в опере. Я не считаю возможным тянуть на себя одеяло, я подчиняюсь законам музыки. Надо понять Верди, важно, чтобы он не переворачивался в гробу. Музыкой в опере надо наслаждаться слепому, а уж если ты открыл глаза, надо, чтобы не хотелось их закрыть».
С «Игрой престолов» оперу «Отелло» Кончаловского роднит еще и страх спойлеров: режиссер сам попросил — никому не рассказывайте. Речь о трактовке: несмотря на все сказанное, во втором акте Кончаловский резко отходит от классики. Обстановка пышной гранд-оперы сменяется аскетичной и вызывает живописные культурологические ассоциации. Хорошо, спойлер: на сцене появляется номенклатура Муссолини. Кого-то, может, и покоробит, а Валерий Кичин из «Российской газеты» считает, что режиссеру удалось ухватить самую суть.
Валерий Кичин обозреватель «Российской газеты» «Он ставил не только драму ревности, он поставил спектакль об абсолютном зле, которое живет рядом с нами и всегда готово прорасти. Это зло воплощает в себе Яго. Там даже есть монолог, которого нет у Шекспира, кстати. Монолог, в котором он говорит о своей приверженности злу, такой вариант демона. Он постепенно подбрасывает в спектакль детали, которые зрителю сигнализируют. Скажем, в первом акте Яго поет над глобусом, как Чаплин в фильме «Великий диктатор». Это интересная версия, она гораздо органичнее, чем многие версии, которые были приняты на западных сценах в последнее время, где пытаются актуализировать «Отелло», привязывая его к новейшим событиям. Кончаловский привязал его к событиям вечным. Сегодня спектакль актуален, споры носятся в воздухе».
Это вторая большая премьера Кончаловского за последнее время: два месяца назад он выпустил в МХАТ имени Горького спектакль «Сцены из супружеской жизни» с Юлией Высоцкой и Александром Домогаровым. «Отелло» в Музыкальном театре Станиславского и Немировича-Данченко покажут еще дважды (8 и 10 июля), билеты по 4 тысячи рублей.