«Яндекс.Качели»: охота на интернет-гиганта или попытка усилить госконтроль?
Лента новостей
Акции поисковика за несколько дней рухнули, выросли и снова резко упали. Причиной могли стать слухи о покупке Сбербанком доли в компании, а затем инициатива Госдумы запретить иностранцам владеть больше 20% новостного агрегатора. О чем это может говорить?
Что происходит с «Яндексом»? Акции компании в конце прошлой недели рухнули, в понедельник пошли вверх, а вечером снова упали. Вот хронология. В прошлый четверг, 18 октября, СМИ сообщили, что Сбербанк купит 30% «Яндекса». Госбанк опроверг. Но акции интернет-гиганта сначала упали на американском Nasdaq, а в пятницу падение продолжилось уже на Московской бирже.
Всего же «Яндекс» потерял почти 3 млрд долларов капитализации. В понедельник новое падение предупредил сам «Яндекс»: сооснователь и крупнейший акционер Аркадий Волож не собирается покидать компанию и продавать свою долю. Рынки вдохновились, акции «Яндекса» пошли в рост, отыграв примерно треть своих потерь.
Но это длилось недолго. Вечером заговорили депутаты. Госдума хочет запретить иностранцам владеть больше 20% новостного агрегатора. «Яндекса», у которого есть «Яндекс.Новости», — это касается напрямую. Акции компании быстро растеряли свой рост и снова ушли в минус. О чем все это может говорить? Мнение гендиректора Фонда национальной энергобезопасности Константина Симонова:
Константин Симонов генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности «Версий может быть несколько. Конечно, первая, которая сразу приходит в голову, — это продолжение истории с «Яндексом». Есть, конечно, соблазн приписать активность депутатов именно попыткам изменить структуру акционерного капитала «Яндекса», но я лично думаю, что все-таки здесь не охота на «Яндекс», скорее, является причиной появления данного законопроекта, а продолжение уже не новых и не первых попыток более жесткого государственного регулирования».
У главного конкурента «Яндекса», Google, тоже есть новостной агрегатор, но он не внесен в соответствующий реестр, а значит, под действие законопроекта не попадет, сообщили в Роскомнадзоре. Поэтому и складывается ощущение, что этот документ написали специально под «Яндекс».
Поисковик идеально под него попадает: материнская компания зарегистрирована в Нидерландах, а Аркадий Волож не так давно получил гражданство Мальты. С одной стороны, в инициативе нет ничего странного. Новостные агрегаторы еще два года назад приравняли к средствам массовой информации. А в российских СМИ участие иностранцев законодательно ограничено.
Но почему-то агрегаторами занялись именно сейчас, когда пошли разговоры о продаже «Яндекса». Возможно, просто совпадение. А возможно, в ускорении процесса сыграла роль и трагедия в Керчи, после которой власти заговорили, что в интернете не хватает полезного контента. Но уже давно идет работа по увеличению контроля. Биржевые котировки, инвестклимат — на это внимания не обращают, говорит директор Центра политологических исследований Финансового университета Павел Салин.
Павел Салин директор Центра политологических исследований Финансового университета при правительстве РФ «Те, кто проводят подобного рода инициативы, они не мыслят экономическими категориями, они не мыслят категориями экономической эффективности. Самое главное — установить контроль, то, что там нет технологических предпосылок, то, что это порождает дополнительные расходы, может ударить по бизнесу, по инвестиционной привлекательности, эти аргументы особо не волнуют».
«Яндекс» сразу же отреагировала на инициативу депутатов и в очень миролюбивом ключе. Если закон примут, то компания рассмотрит варианты, как его исполнить. Примечательно, что эти события совпали с новостями о другом интернет-гиганте. Алишер Усманов отказывается от оперативного управления своей Mail.Ru Group.
А это, кажется, больше сигнал для Запада. Там фигура Усманова воспринимается как близкая к власти. И вот, он уходит и дает дорогу молодым. Но, возможно, не случайно, на иностранных площадках пошли вниз не только акции «Яндекса», но и Сбербанка, и других корпораций. Видимо, на Западе не верят, что российское государство не будет наращивать свою долю в экономике, в том числе, в высокотехнологичных отраслях. И, наверное, правильно делают.