Пьеха: «Как закалялась сталь — вот это про Кобзона»
Умер Иосиф Кобзон. Его похоронят на Центральном Востряковском кладбище. О смерти народного артиста, в частности, сообщил помощник его супруги. 11 сентября певцу исполнился бы 81 год
Обновлено в 16:26
Скончался народный артист, певец, депутат Госдумы РФ Иосиф Кобзон. Об этом сообщил помощник супруги певца, передает «Интерфакс».
11 сентября Кобзону исполнился бы 81 год. В последнее время певец страдал от онкологического заболевания. Его похоронят на Востряковском кладбище 2 сентября, рядом с матерью.
Иосиф Кобзон родился в 1937 году в городе Часов Яр Донецкой области. В 1956 году окончил Днепропетровский горный техникум. Отличник Кобзон пошел туда учиться, потому что там была большая стипендия — 180 рублей. Отдушиной стала самодеятельность. Он впервые вышел на сцену именно тут, на одном из праздников. В том же году был призван в армию, где попал в ансамбль песни и пляски Закавказского военного округа.
Дебют Кобзона после срочной службы состоялся в Цирке на Цветном бульваре, где он исполнил песню Александры Пахмутовой «Куба — любовь моя». В начале 90-х артист, продолжая творческую деятельность, решил заняться политикой. Сперва он избирался в Верховный Совет СССР, а потом и в Думу. Сильной стороной Кобзона его коллеги по парламенту называли то, что он всегда твердо отстаивал те законодательные инициативы, которые считал правильными, но в то же время всегда был открыт к диалогу.
В августе 1991 года, во время попытки госпереворота он находился в Ялте на гастролях. Тем не менее 31 августа Кобзон уже пел около Белого дома на концерте-митинге. Кобзон охотно упоминает факт из своей биографии о том, что 7 ноября 1985 года, после сенсационного выступления Ельцина в Политбюро, во время концерта на площади он посвятил ему песню, а затем здоровался с Борисом Николаевичем за руку будучи народным депутатом СССР, «когда многие делали вид, что не замечают Ельцина».
В 1995-м Кобзон стал персоной нон грата. Консульство США отказало ему во въездной визе, заявив, что тот принадлежит к российской мафии. Кобзон это отрицал. Дочь Ельцина Татьяна Юмашева говорила, что запрет инициировал начальник охраны главы государства Александр Коржаков, и, несмотря на многочисленные попытки официальных российских лиц и неофициальных убедить эмиграционные и спецслужбы США, что информация о Кобзоне лживая, он по-прежнему не мог въехать в эту страну. Однако в 1996 году Кобзон признался, что все-таки знаком с Япончиком: «Скажу честно, с ним было интересно. По своему интеллекту он превышает многих известных людей».
В 2002 году Кобзон вел переговоры с террористами в здании Театрального центра на Дубровке.
Певец долгие годы страдал от онкологического заболевания. После событий 2014 года он попал под санкции и не мог выехать за границу на лечение. Впрочем, после личного вмешательства Владимира Путина Кобзона все же пустили в Европу.
Кобзон настолько любил свое дело, что его концерты длились по несколько часов. Абсолютный рекорд — концерт в 1997 году в Кремлевском дворце съездов, который длился десять часов. На свое семидесятилетие он пел семь часов, и над этим даже посмеивались. Еще в 80-х годах прошлого века артист Валентин Гафт написал знаменитую эпиграмму: «Как не остановить бегущего бизона, так не остановить поющего Кобзона»
Над вездесущностью Иосифа Кобзона также добродушно подтрунивал и Владимир Высоцкий в своей песне о телевидении: «Всё на дому — самый полный обзор: отдых в Крыму, ураган и Кобзон».
3 мая этого года 80-летний Кобзон выступил на своем юбилейном концерте в Кремлевском дворце. Певец награжден множеством российских и международных наград, в том числе орденом «За заслуги перед Отечеством» I степени.
Иосифа Кобзона вспоминает советская и российская эстрадная певица, актриса, народная артистка СССР Эдита Пьеха.
Эдита Пьеха советская и российская эстрадная певица, актриса, народная артистка СССР «Уход каждого артиста — всегда горе для многих, многих, многих людей, которые не забудут его роскошного голоса и всех песен, которые он исполнял при жизни, которые останутся как память о нем. Немыслимой выдержки, закалки человек. Он выдерживал множество концертов, переездов по всей стране и за рубежом, и везде. Закалка по Островскому. Как закалялась сталь — вот это про Кобзона».
По словам советского и российского пианиста, композитора, актера Левона Оганезова, «осиротели все».
Левон Оганезов советский и российский пианист, композитор, актер, народный артист России «Я всего на два года младше Иосеньки. Не то что глыба, это скала, которая разрушилась на наших глазах. Огромным усилием воли он держался вот эти самые десять лет, которые он болеет. Все это время — и когда он был здоров, и когда он был болен — он беспрестанно помогал всем, о чем его просили. Кому-то квартиру, кого-то в больницу устраивал, кого-то вытаскивал из тюрьмы. Мать Тереза — это просто школьница по сравнению с тем, что делал Иосиф Давыдович. Он много не разговаривал, но много сделал и для артистов. Закрытые концертные залы, которые открыл Иосиф. Потрясающий профессионал. Сколько я был на записях, ни один певец на моих глазах с первого раза ничего не записывал, а Иосиф — всегда с первого раза. Он мелким почерком выписывал себе, что должен сделать, и делал всегда то, что он себе записал. Даже самый дальний родственник, который есть у Иосифа Давыдовича, ощущал его крыло. Он терпеть не мог, когда кто-то в чем-то нуждается. Я уже не знаю ни одного музыканта, который работал бы с Иосифом и не испытывал к нему святого чувства — он гуру. И если уж он кричал, то он кричал по делу».
Режиссер, гендиректор Киноконцерна «Мосфильм» Карен Шахназаров говорит, что вырос с песнями, с образом Иосифа Кобзона.
Карен Шахназаров генеральный директор Киноконцерна «Мосфильм» «Настоящий советский дух уходит из нашей жизни, он был, конечно, очень советский человек. Самый главный человек, еще и обладающий четкой, ясной своей позицией. Кому-то она нравилась, не нравилась, но Кобзон в этом смысле был безупречен. Я наблюдал, как он относился к своей малой родине — Донбассу, и все это дорогого стоит. Конечно, огромная потеря для нашей культуры, для нашей политической атмосферы в обществе. Конечно, как-то символично или какой-то в этом есть свой замысел, что они были очень дружны со Станиславом Сергеевичем Говорухиным. Буквально, получается, он пережил его несколько месяцев, ушел вслед. Они были очень близки, очень связаны».
Спецпредставитель президента РФ по международному культурному сотрудничеству Михаил Швыдкой считает уход артиста из жизни огромным горем для выходцев из СССР.
Михаил Швыдкой спецпредставитель Президента РФ по международному культурному сотрудничеству «Я думаю, что для десятков, а может быть, даже для сотен миллионов людей, которые живут на постсоветском пространстве, да и не только на нем, где есть выходцы из Советского Союза, уход из жизни Иосифа Давыдовича Кобзона — это огромное горе. Он был великим артистом, великим певцом, великим гражданином, человеком, который выразил в своем творчестве весь пафос уже не существующей империи, несуществующего Советского Союза. Он нес этот пафос до конца дней. Последние 26 лет, когда уже Советского Союза не было, он все равно ощущал себя выразителем огромного пространства. Его иногда называли русским Синатрой, но я думаю, что это не совсем справедливо, справедливей бы было называть Синатру американским Кобзоном. И это не шутка, потому что он был очень большим артистом. Если он в своей жизни сделал только одну вещь, если он вывел детей из заложников с Дубровки, уже за одно это его можно было считать праведником. А он совершил много больше добрых и важных дел в этой жизни. Но самое главное — он своими песнями открывал какое-то очень важное чувство во всех нас».
Заслуженному артисту России Олегу Газманову трудно поверить в то, что Иосифа Кобзона больше нет.
Олег Газманов советский и российский эстрадный певец, композитор «Мы все — друзья, близкие — были свидетелями, как он мужественно боролся с тяжелейшей болезнью. Во время операций фактически от него кусочки отрезали, и он все равно выходил на сцену. Летал туда, куда его просили прилететь, помогал, как всегда это делал. И мне, наверное, еще больше, чем очень многим, потому что мне посчастливилось быть с ним и дружить много лет. Я даже не могу сосчитать, сколько раз мы были вместе на одной сцене. Горжусь тем, что у него в гигантском репертуаре есть мои песни. Думаю, если собрать всех тех, кому он спас жизнь и реально помог в этом мире, не хватило бы места в самом огромном зале страны. Он всегда был, будет и есть пример отношения к сцене, к зрителям, пример воли и мудрости. Огромная потеря для всей страны, для тех, кто его знал, это, наверное, миллионы людей. Человек-глыба, эпоха, таких, наверное, уже больше не будет».
Иосиф Кобзон был трижды женат, сначала на певице Веронике Кругловой. Она была очень известной, и ее суперхиты пела вся страна — «Топ-топ, топает малыш» и «Ничего не вижу, ничего не слышу». Потом была Людмила Гурченко, но свое счастье Кобзон нашел с Нинель, с которой прожил почти 50 лет. У Кобзона двое детей: сын и дочь, а кроме того пять внучек и двое внуков.
Кобзон был главным голосом Советского Союза, человеком-эпохой, самым титулованным артистом, на его песнях выросло несколько поколений. За 60 лет на сцене он исполнил более 3 тысяч песен, и из них трудно выбрать лучшую.