Кто окажется крайним в новом механизме долевого строительства?
Лента новостей
Ключевыми игроками отрасли после всех запланированных изменений станут банки. Но пока получается, что на них же лягут и основные финансовые риски
Банковское сопровождение, счета эскроу и спецсчета, проектное финансирование — намеченные на рынке долевого строительства перемены делают банки ключевыми игроками отрасли. Но, похоже, открывающиеся перспективы их вовсе не радуют — скорее, обескураживают и пугают. Новые принципы работы с застройщиками должны быть запущены уже с 1 июля, но готовы ли к этому банки?
Главе Минстроя Михаилу Меню, как и отрасли в целом, остается надеяться, что банки не подведут.
Михаил Мень министр строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ «Очень важный вопрос, пожалуй, ключевой в этой тематике. Мы с Эльвирой Набиуллиной обсуждали возможность запустить банковское сопровождение — пока речь не про счета эскроу — с 1 января 2018 года. Но Центробанк провел работу, и стало очевидно, что к 1 января банки не готовы не только к счетам эскроу, но даже к элементарному банковскому сопровождению. В Центробанке уверяют, что к 1 июля, возможно, такая конструкция заработает. Но сегодня нельзя принять деньги под ноль, чтобы отдавать их по минимальной процентной ставке дальше застройщику, потому что необходимо подредактировать законодательство, над чем мы активно работаем».
А пока на парламентских слушаниях обсудили детали новых законодательных механизмов. Говорили, что к проектному финансированию может быть допущено 66 банков; что ставка по кредиту по нынешнему раскладу — 6%; что требование принимать решение о проведении платежа за один день безумно — при банковском сопровождении банкам нужно минимум пять, иначе 90% застройщиков будут получать отказы. Вообще многие склоняются к мысли, что история с банковским сопровождением настолько сырая, что будет вынужденно отложена — минимум месяца на три.
Но самый важный вопрос — на кого в новой конфигурации ложатся основные финансовые риски отрасли, которую банки считают высокотоксичной? Пока получается, что крайние — сами банки: по оценкам Москомстройинвеста, это значит, что, скажем, в Москве проектов станет меньше процентов на 30. А в приватных беседах звучат совсем другие цифры: более половины строек не будут запущены, потому что банки подумают-подумают — и денег не дадут.