16+
Вторник, 3 декабря 2024
  • BRENT $ 73.73 / ₽ 7902
  • RTS753.42
19 декабря 2017, 19:35 Право

Защита генерала Сугробова: «Это плевок, кость, брошенная нам»

Лента новостей

Верховный суд не отменил, зато уменьшил почти вдвое наказание генералу МВД Денису Сугробову: вместо 22 лет в колонии он отсидит 12 лет. Защиту не устроил этот исход. Адвокаты готовят жалобу в Конституционный суд России и намерены дойти до Европейского суда по правам человека

Бывший руководитель Главного управления экономической безопасности и противодействия коррупции МВД России генерал Денис Сугробов.
Бывший руководитель Главного управления экономической безопасности и противодействия коррупции МВД России генерал Денис Сугробов. Фото: Сергей Савостьянов/ТАСС

Почти вдвое снизил сегодня Верховный суд России наказание бывшему начальнику Главного управления экономической безопасности и противодействия коррупции МВД (ГУЭБ и ПК) генералу Денису Сугробову, лишенному звания, и семи его подчиненным. Они проходили по громкому делу о преступном сообществе, которое фабриковало уголовные дела ради карьерного роста. Несмотря на то, что ключевому фигуранту вышестоящая инстанция срезала срок с 22 до 12 лет заключения в колонии строгого режима, это не вызвало радости ни у осужденного, ни у адвокатов Дениса Сугробова.

Защитники генерала Эдуард Исецкий и Мария Алексеева считают, что суд принял компромиссное решение. «Как это можно воспринимать? Как плевок, как кость, брошенную нам. Это не то решение, которое должно быть по делу», — заявил Business FM Эдуард Исецкий.

По его мнению, единственным законным решением должен был стать оправдательный приговор, и «защите просто бросили кость как альтернативу вынесению оправдательного приговора». При этом Исецкий добавил, что выносить оправдательные приговоры в России «в настоящее время не принято» и их число «с учетом погрешностей» составляет всего 0,36%. «В этой ситуации для себя судьи нашли компромисс, для своей совести. Но для нас это компромиссом не является однозначно. Только оправдание должно быть единственным законным решением по этому делу», — полагает он.

По ту сторону стекла

По словам защитника, генерал Сугробов не радовался тому, что ему «скостили» срок. «Когда человек заведомо невиновен, он это понимает и осознает. Он стоически, гордо все это воспринял, как и все офицеры, которые стояли по ту сторону стекла (бронированной клетки. — Business FM). Они спокойно все восприняли, как испытание, которое им дано», — сказал Исецкий.

Рассмотрение апелляционных жалоб адвокатов Дениса Сугробова и еще девяти фигурантов началось 27 ноября и заняло две недели. За это время судьи изучили приговор, изложенный на 645 страницах, заслушали многочисленных адвокатов, обвинение и самих осужденных.

Заседания проходили на минус четвертом этаже, где нет мобильной связи. Процесс в суде первой инстанции прошел в закрытом режиме (в деле речь шла об оперативно-разыскной деятельности, отнесенной законом к гостайне), поэтому заседания в апелляции также проходили при закрытых дверях.

Адвокаты десяти фигурантов — Дениса Сугробова, а также семерых его подчиненных, предпринимателя Игорь Скакунова и покончившего с собой в ходе следствия заместителя начальника ГУЭБ и ПК Бориса Колесникова (его судили посмертно) — просили Верховный суд отменить приговор Мосгорсуда. 27 апреля он назначил офицерам наказание — от 17 до 22 лет колонии, а Игорю Скакунову — четыре года. Тогда максимальный срок получил Сугробов. Его лишили генерального звания, но оставили ему награды. Приговор суда оспаривала и защита Бориса Колесникова, которого также признали виновным, но суд прекратил дело в связи с его смертью.

Адвокат Сугробова Эдуард Исецкий утверждал, что его подзащитный и другие подсудимые действовали в строгом соответствии с законами «Об оперативно-разыскной деятельности» и «О полиции», не нарушали международное законодательство и ведомственные приказы. По мнению адвоката, Мосгорсуд не дал оценку доказательствам защиты, полностью переписав обвинительное заключение. «В приговоре все строится на домыслах, предположениях, а не на фактах, установленных в заседании. Большая часть доказательств судом вообще не оценивалась», — заявил Business FM защитник.

Адвокат считает, что Дениса Сугробова и других полицейских следовало оправдать. Однако в связи с нарушениями, которые, по его мнению, были допущены при составлении обвинительного заключения и оглашении приговора, он просил вернуть дело в Генпрокуратуру. Исецкий настаивал, что обвинение, которое предъявили фигурантам в апреле 2015 года, противоречило тому, что им предъявили в окончательной редакции. «В нем изменили время, место и состав участников инкриминируемых деяний, что незаконно», — сказал он. Защитник добавил, что уже после оглашения приговора в его резолютивную часть, которая касается видов основного и дополнительных наказаний, судья Елена Гученкова внесла изменения, в чем можно было убедиться при сравнении печатного текста с выступлением судьи, которое сняли телеканалы.

Адвокаты остальных фигурантов также настаивали на их невиновности. Кто-то из них просил отменить приговор и вернуть дело в суд первой инстанции на новое рассмотрение, кто-то считал, что подсудимых нужно оправдать, а дело — прекратить. Так, защитник осужденного вместе с офицерами предпринимателя Игоря Скакунова Талгат Суиндыков заявил радиостанции, что вина его подзащитного не доказана, а приговор несправедлив. Он отметил, что осужденный ранее оперативник МВД Евгений Голубцов за превышение должностных полномочий при оперативной разработке нескольких чиновников Смоленской области получил такой же срок, как его клиент, которому вменяли пособничество в совершении аналогичного преступления.

30 потерпевших самого молодого генерала МВД

Мосгорсуд 27 апреля этого года признал бывшего начальника Главного управления безопасности и противодействия коррупции (ГУЭБ и ПК) МВД генерала Дениса Сугробова и еще восьмерых офицеров МВД виновными в «организации преступного сообщества или участии в нем» (ст. 210 УК РФ), «превышении должностных полномочий» (п. «в» ч. 3 ст. 286 УК РФ) и «организации провокации взятки» (ч. 3 ст. 33 и ст. 304 УК РФ). Бизнесмена Скакунова осудили за пособничество в превышении должностных полномочий (ч. 5 ст. 33, ч. 3 ст. 286 УК РФ).

Суд согласился с версией обвинения о том, что в 2011 году самый молодой в России генерал МВД (тогда ему было 35 лет) создал преступное сообщество, в которое вошли его подчиненные: заместитель генерал-майор Борис Колесников, начальник управления «Б» ГУЭБ и ПК Салават Муллаяров, заместитель начальника того же управления Иван Косоуров, заместители начальников отделов ГУЭБ и ПК Виталий Чередниченко и Евгений Шерманов, оперативники Сергей Борисовский, Андрей Назаров и Сергей Пономарев. Пытаясь создать видимость успешного выполнения служебных задач, они фальсифицировали результаты оперативно-разыскной деятельности, а также подбрасывали деньги чиновникам и предпринимателям для их дальнейшего уголовного преследования.

Потерпевшими от действий полицейских были признаны 30 человек, среди них бывший директор департамента Счетной палаты Александр Михальчик. В сентябре 2013 года его арестовали по подозрению в получении взятки от члена Совета Федерации от Новгородской области Александра Коровникова. После ареста его супруга покончила с собой. После того как разрабатывавшие чиновника полицейские сами попали под следствие, дело в отношении Михальчика прекратили.

Аналогичная судьба постигла другие громкие дела, возбужденные на основании оперативных разработок сотрудников ГУЭБ и ПК, в частности против главы администрации Смоленска Константина Лазарева, начальника управления организации деятельности Министерства транспорта правительства Московской области Сергея Найденова и исполняющего обязанности руководителя Росреестра по Московской области Ольги Ждановой. Всего обвинение говорило о 14 эпизодах превышения должностных полномочий и об одном эпизоде провокации взятки в составе ОПС.

Стоит отметить, что, огласив приговор Сугробову и его подчиненным, Мосгорсуд снял арест с имущества осужденных, в том числе с недвижимости генерала стоимостью около 300 млн рублей. Это было связано с тем, что обвинение не доказало факт коррупции со стороны сотрудников полиции, решив, что они совершали незаконные действия ради званий, наград и продвижения по службе. В ходе следствия потерпевшие заявили иски к фигурантам на общую сумму 218 млн рублей, однако в суде ни один из них их не поддержал. В Верховный суд никто из потерпевших не пришел.

Что дальше?

Перед тем как уйти на вынесение решения, судьи Верховного суда во вторник заслушали последнее слово Игоря Скакунова. Денис Сугробов и остальные фигуранты высказались ранее. Генерал запретил своим адвокатам передавать содержание своего выступления СМИ.

В совещательной комнате судьи пробыли почти четыре часа. В итоге они «срезали» Денису Сугробову срок с 22 до 12 лет заключения. Салават Муллаяров вместо 20 лет отсидит десять лет, Иван Косоуров вместо 19 лет — десять лет, Виталий Чередниченко и Евгений Шерманов, каждого из которых суд ранее приговорил к 18 годам заключения, проведут в колонии 9,5 года и десять лет соответственно. Сергею Борисовскому, Андрею Назарову и Сергею Пономареву, осужденным на 17 лет колонии, наказания уменьшены до девяти лет, восьми лет и 9,5 года соответственно. Последний фигурант — Игорь Скакунов — вместо четырех лет отсидит 3,5 года.

Поскольку с сегодняшнего дня приговор вступил в законную силу, защита имеет право обратиться в Европейский суд по правам человека. Адвокаты уже заявили, что планируют это сделать. Также они могут оспорить приговор в порядке надзора в президиуме Верховного суда и подать жалобу на имя его председателя Вячеслава Лебедева. «Мы, безусловно, будем подавать надзорную жалобу в президиум Верховного суда и готовиться к Европейскому суду по правам человека», — сказал Business FM Эдуард Исецкий. Он также сообщил, что защитники практически подготовили обращение в Конституционный суд. Там они намерены поднять вопрос о противоречии Основному закону страны ряда норм Уголовно-процессуального кодекса, Уголовного кодекса и закона «Об оперативно-разыскной деятельности».

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию