Правительство Южной Кореи отменило военное положение
Лента новостей
Его внезапно вечером 3 декабря ввел президент, мотивировав борьбой с оппозицией. Военные пытались блокировать работу парламента, но депутаты собрались и проголосовали за отмену введенного президентом режима. К утру соответствующее решение приняло и правительство республики. В режиме военного положения страна провела несколько часов
Обновлено 4 декабря в 01:50
Вечером 3 декабря президент Южной Кореи ввел чрезвычайное (военное) положение для борьбы с оппозицией. Как заявил Юн Сок Ель в неожиданном позднем обращении, меры вводятся «для устранения просеверокорейских сил и защиты конституционного строя».
Глава государства обвинил оппозиционные партии, которые имеют большинство в парламенте, «в симпатии к КНДР» и «антигосударственной деятельности». Yonhap указывает, что ранее оппозиционная демократическая партия провела через парламентский комитет уменьшенный законопроект о бюджете вопреки позиции президента.
Сообщается, что командующим чрезвычайным положением назначен генерал Пак Ан Су, начальник штаба Сухопутных войск страны. Он уже объявил о приостановке деятельности парламента Южной Кореи, контроле над работой всех СМИ и запрете протестов и демонстраций. Поздно вечером перед парламентом появились силовые подразделения, они заблокировали вход в здание.
Минобороны страны приказало армии быть готовой к отражению чрезвычайных ситуаций, военнослужащим запаса выйти на службу, пишут СМИ со ссылкой на ведомство.
О ситуации в Сеуле рассказывает лектор университета Коре Федор Тертицкий:
Федор Тертицкий лектор университета Коре «Новости чрезвычайно неожиданные. Страна смотрит на них, раскрыв рот. Вызвано это исключительно внутренней политикой, то есть это никак не связано с Северной Кореей, никак не связано совершенно ни с какими другими аспектами внешней политики. Вызвано это тем, что в однопалатном южнокорейском парламенте сейчас большинство оппозиции, и большинство это простое, а не конституционное. То есть парламент может принимать законы, которые нравятся оппозиции, но не может преодолевать президентское вето. В результате чего, собственно, в таком режиме работы оппозиции приходилось постоянно договариваться с президентом, а президенту с оппозицией. Какие-то меры, для которых требовалось простое большинство, оппозиция проводила, никак не смотря на то, что думает президент, и, по-видимому, сейчас, когда они не смогли договориться о бюджете, когда это противостояние вошло в более радикальную фазу, президент решил так сделать — я не знаю, выглядит это, как будто поиграть в диктатора и ввести чрезвычайное положение. Думаю, тут есть еще два ключевых фактора: первый — низкий рейтинг самого президента, у него на последние дни был рейтинг 19-20%. Второй радикальный лидер оппозиции, у оппозиции сейчас у власти человек, которого зовут Ли Чжэ Мен, который проиграл выборы президенту Юну с разрывом меньше процента и который действительно придерживается довольно радикальных взглядов, и в целом Северной Корее действительно скорее симпатизирует. То есть какая-то логика у президента Юна есть, другое дело, что это, безусловно, на мой скромный взгляд, ни разу не является основанием для ввода чрезвычайного положения и для таких мер, конституционность которых довольно сомнительна. В принципе, как и в случае с мерами о чрезвычайном положении, есть огромный список мер, которые теоретически могут быть введены, — об аресте, о прекращении публикаций, как бы временная диктатура вводится в стране. Пока, по ощущениям, что все тихо-мирно, если бы я не знал, можно было бы спать ложиться, обычный сеульский вечер. Но что там происходит, самое главное, что будет происходить в течение нескольких часов, — этого мы пока сказать не можем».
Последний соцопрос в стране был опубликован накануне. Он показал, что рейтинг президента Юн Сок Еля — 25%. У правящей «Силы народа» — 32,3%, у оппозиционной демократической партии — 45,2%.
При этом лидер консервативной партии «Сила народа» Хан Дон Хун назвал введение военного положения «неправильным» и объявил, что заблокирует это решение, к этой партии принадлежит и сам президент. Законы Южной Кореи предписывают снять военное положение, если таким образом проголосует большинство депутатов. Неясно, как это сочетается с решением командующего военным положением о приостановке работы парламента.
Оппозиционная демократическая партия, которая представляет парламентское большинство, призвала сторонников на площадь перед зданием парламента. Лидер оппозиции Ли Чжэ Мен объявил о созыве всех депутатов на экстренное заседание.
После чего у здания Национального собрания Южной Кореи произошла стычка гражданских с военными. Ли Чжэ Мен заявил, что военные не должны соблюдать «неконституционное военное положение».
Несмотря на то, что наряду с депутатами в здание Национального собрания зашли и военные, заседание парламента все же состоялось. На нем присутствовали 190 депутатов. Некоторым из парламентариев пришлось лезть через забор, чтобы обойти установленные военными баррикады. Спикер заявил, что не согласен с введением в стране режима ЧП и намерен поставить на голосование вопрос о его отмене. В итоге депутаты проголосовали за отмену чрезвычайного положения. Парламент принял соответствующую резолюцию. После этого военные стали покидать здание Национального собрания.
Конституция Южной Кореи прямо предписывает президенту снять военное положение, если за это проголосуют большинство членов парламента, однако реакции Юна пока не поступало.
Ситуацию анализирует директор Института стран Азии и Африки МГУ Алексей Маслов:
Алексей Маслов директор Института стран Азии и Африки МГУ, востоковед «Произошедшее — не совсем неожиданно, потому что еще в сентябре обсуждался вопрос о возможности введения такого положения, но никто до конца в такое решение не верил. Постоянно возникали проблемы между президентом Юн Сок Елем и оппозицией, которую контролирует парламент, и его в прямом смысле оскорбляли — например, во время визита в парламент многие депутаты просто отказались пожимать ему руку. Его обвиняли в злоупотреблении властью, и вообще, парламент, конечно, был готов объявить импичмент. Но до последнего момента не было понятно, под каким соусом может быть объявлено военное положение, и самое главное — многим заявлениям просто не верили заявлениям о том, что парламент наполнен сторонниками Северной Кореи, Юн Сок Ель заявлял о том, что повсеместно засилье антинациональной силы. И Южная Корея, которая с 1987 года практически не знала никаких серьезных оппозиционных настроений, военного положения, в общем, сегодня находится, конечно, в кризисной ситуации. Сейчас уже нынешнему руководству Южной Кореи придется идти до конца, потому что это закончится уже не импичментом, а, возможно, уголовным сроком».
К 5 утра по местному времени правительство Южной Кореи проголосовало за отмену военного положения. Южнокорейские военнослужащие, привлеченные к обеспечению режима военного положения, вернулись в места постоянной дислокации.
Президенты Южной Кореи нередко заканчивают свою политическую карьеру не очень солидно. С начала века одна глава государства была подвергнута импичменту и села в тюрьму, один экс-президент был осужден на 17-летний срок, еще один — покончил жизнь самоубийством.
Валюта Южной Кореи на новостях резко ослабла к доллару, опустившись более чем на 2% до двухлетнего минимума. После голосования в парламенте южнокорейская вона отыграла почти половину потерь.
Посольство России призвало россиян в Южной Корее воздерживаться от участия в манифестациях.