16+
Четверг, 26 декабря 2024
  • BRENT $ 73.98 / ₽ 7369
  • RTS871.57
9 июля 2017, 19:47 Стиль жизниКультура

Страсти по «Нурееву» в Большом

Лента новостей

Отмена премьеры балета в постановке Серебренникова — это политическая дальнозоркость, считает политолог Георгий Бовт. Кому мог помешать спектакль в Большом?

Фото: Дмитрий Серебряков/ТАСС

Обновлено 10 июня в 10:20

В понедельник Большой театр официально озвучит свою позицию об отмене мировой премьеры балета «Нуреев» в постановке Кирилла Серебренникова. Она должна была состояться 11 июля. О том, что ее не будет, стало известно только 8 числа днем. Вместо «Нуреева» с 11 по 14 июля на сцене театра покажут балет «Дон Кихот».

Режиссер Кирилл Серебренников говорит, что это решение руководства. «Я не хочу комментировать. Это решение театра. Вот так они решили», — заявил режиссер газете «Ведомости».

Однако ранее на YouTube появилось видео, где директор Большого театра Владимир Урин рассказал, что причиной переноса премьеры стала плохая готовность спектакля. Глава театра уточнил, что премьера переносится на будущий сезон — 2018/2019. Также глава организации уточнил, что решение это было принято совместно с Серебренниковым. Позже видео удалили:

«На сегодняшний день в том виде, в котором находится спектакль, показывать его на сцене Большого театра нельзя. В этом виноваты, в данном случае, мы, руководство театра, потому что, честно говоря, мы немножко не рассчитали».

Худрук «Гоголь-центра» Кирилл Серебренников проходит свидетелем по делу о хищениях бюджетных средств, выделенных проекту «Платформа», созданного для продвижения современного искусства. По данным СК, речь идет о 200 млн рублей. Многие будут связывать отмену балета именно с этим, сказал в интервью Business FM экс-министр культуры, театральный критик Михаил Швыдкой, но сам он считает иначе.

Михаил ШвыдкойМихаил Швыдкой спецпредставитель Президента РФ по международному культурному сотрудничеству «Могу сказать, что ожидания, безусловно, в высшей степени серьезные. С моей точки зрения, очень серьезная работа у Юрия Посохова. Замечательные находки и уникальные режиссерские решения Кирилла Серебренникова. Интересная музыка, такая танцевальная. Этот спектакль обещает стать серьезным явлением в современной художественной жизни. Но в то же время я могу сказать, все-таки я 50 лет занимаюсь этим делом, театральной критикой, что он требует определенной доработки, в отношении кордебалета, прежде всего. На это нужно определенное время, почистить, с моей точке зрения, какие-то режиссерские вещи. Там есть выдающиеся работы солистов, безусловно; вместе с тем создание новых спектаклей в Большом театре требует некоторого времени, с моей точки зрения. И все-таки создание шедевров не терпит суеты. Я уверен, это понимают и сами авторы — и Посохов, и сам Кирилл Серебренников. Поэтому мне думается, что такой шум, который будут связывать опять-таки с разного рода политическими соображениями, в данном случае не имеет большого смысла. И я полагаю, что, перенеся премьеру, а это, я подчеркиваю, не отмена, а перенос, Урин поступил достаточно трезво, потому что спектакли незавершенные, выпущенные в конце сезона, не натанцованные, они имеют обыкновение довольно быстро разваливаться. Поэтому, я полагаю и Посохов, и Серебренников доведут все до ума, и этот спектакль, повторю, станет серьезным явлением современного искусства».

В конце мая директор Большого театра Владимир Урин написал письмо президенту, в котором подчеркивал, что Серебренников — художник, человек, не отвечающий, с его точки зрения, за финансовую составляющую.

Тогда же вышла телепрограмма «Агора» экс-министра культуры и журналиста Михаила Швыдкого на канале «Культура», которая была посвящена обыскам у Серебренникова и в театре «Гоголь-центр». И Владимир Урин высказал в ней свою позицию

Владимир Урин директор Большого театра «Мы прекрасно помним и знаем, как закрывались спектакли и как государство таким образом или иным относилось к тому, что происходит в сфере искусств. И, конечно, реакция, с моей точки зрения, в определенной степени вызвана еще и этим. Это ощущение опасности. Нам кажется, в этом есть опасность. Средства массовой информации пишут о хищении 200 млн. Причем, это так и сформулировано. Пишется, что 200 млн украли. Я сразу задаю вопрос: если 200 млн украдены, то каким образом появились «Отморозки», а каким образом появился «Сон в летнюю ночь», каким образом появились все те проекты, которые ведь были осуществлены?»

Над созданием балета «Нуреев» работали композитор Илья Демуцкий, автор либретто, режиссер и сценограф Кирилл Серебренников и хореограф Юрий Посохов. Сюжет посвящен Рудольфу Нурееву, он работал в труппе театра оперы и балета имени Кирова — это нынешний Мариинский театр. В 1961 году танцор решил не возвращаться в СССР с гастролей в Париже, став одним из первых артистов, эмигрировавших из страны.

Как рассказал «Ведомостям» один из сотрудников театра, в спектакле немало словесного текста, в котором звучит специфичная для Нуреева брань на английском языке. Имеются танцы трансвеститов, а центральной линией сюжета являются лирические отношения Нуреева и датского танцовщика Эрика Бруна.

Отмена премьеры — это политическая дальнозоркость, считает политолог Герогий Бовт.

Георгий БовтГеоргий Бовт политолог, журналист «Я думаю, что решение отменить в самый последний момент премьеру носит больше политический, чем эстетический характер. Урин, директор Большого театра, думаю, решил не подставляться со скандальным спектаклем, а он был бы именно скандальный. Там и тема однополой любви Нуреева, и танцы трансвеститов, и вообще кордебалет мужской танцует на шпильках. В общем, риск и вопли общественности, обеспокоенной чистотой скреп, он был бы не передаваем и громок. Факт того, что хореографом выступал Юрий Посохов, который живет нынче в США, он был бы лишним раздражителем для этих самых охранителей скреп. Кроме того, Урин ведь был человеком, который одним из первых заступился за Серебренникова, когда вокруг него начали вот эти скандальные действия. И, я думаю, он подумал, что выход с этим скандальным спектаклем будет неправильно воспринят теми, перед кем он заступался за Серебренникова. Не верю в то, что это произошло по неготовности спектакля. Тем более, что его перенесли на следующий сезон. По театральным меркам может означать, что фактически навсегда. Так что я думаю, что Урин просто решил не подставляться в нынче деликатной политической атмосфере, чтобы не вызывать лишний гнев и стрелы гнева, направленные на него и Серебренникова, который и так под ударом. И его действия, в общем, можно понять».

Отмена спектакля — это либо давление сверху, либо включение самоцензуры, считает политолог, публицист Леонид Радзиховский.

Леонид Радзиховский Леонид Радзиховский публицист «Естественно, это продолжение психологического давления. Понятно, что идет война Серебренникова с прокуратурой. Правда, не очень понятно, как технически это делается. Что, прокуратура звонит в Большой театр? Это все-таки вряд ли. Значит, она через Минкульт действует или как? Если в первом случае можно было говорить о давлении юридическом в связи с уголовным делом, то во втором случае речь уже идет о цензуре. Речь идет о том, что ханжеская цензура уже действует в режиме автопилота. Люди просто боятся формально несуществующей в нашей стране цензуры. Значит, у нас существует неофициальная, но жёсткая цензура по поводу скреп, но это совсем другое. В значительной степени выход балета зависит от того, как в этой ситуации себя поведут так сказать носители скреп. Актеры, режиссеры, музыканты — это ведь не пенсионеры какие-то, это публика довольно шумная, активная, если они проявят на этом месте уже не корпоративную солидарность к Серебренникову, а просто самими с собой. То есть достаточно жестко возмутятся цензурой, тогда, возможно, что спектакль начнут показывать. Если же они примут это к сведению, и сами поспешат впереди паровоза. Тогда, соответственно, они самоцензуру включат. А государственная цензура не заставит себя ждать. Собственно говоря, неофициальная цензура — это то, чего люди боятся. Боитесь — будет вам цензура. Не боитесь — не будет вам цензуры».

В XX веке в истории Большого было всего два прецедента, когда отменяли спектакль перед премьерой. В 1969 году тогдашнему министру культуры Екатерине Фурцевой не понравилось «Лебединое озеро», потому что оно плохо кончается. Она его сняла до премьеры. Потом его все равно поставили. Второй случай произошел в 1987 году, когда балет на музыку Микаэла Таривердиева «Девушка и смерть» был снят до премьеры тоже решением совета. Там версии две — одни считают, что это были интриги вокруг главного балетмейстера Большого Юрия Григоровича, который находился на этой должности более 30 лет, другие полагали, что спектакль просто был бездарный, и не стоило о нем и жалеть. Вряд ли это политика, считает художественный руководитель театра «Геликон опера» Дмитрий Бертман.

Дмитрий Бертман художественный руководитель театра «Геликон опера» «Я не думаю, что это связано с какими-то цензурными вещами, потому что в «Геликон опере» Кирилл Серебренников выпустил спектакль, который успешно прошел. При том, это был самый тяжелый период, как раз период вот этих обысков. И никаких воздействий на меня не было, чтобы этот спектакль не выходил. Я думаю, что Владимир Георгиевич Урин — потрясающий директор и профессионал, и он скажет так, как есть. Я думаю, что балет «Нуреев» принимался ведь давно к постановке. И Большой театр, наверное, заключал договор с либреттистом, и все это принималось. И либретто, и тем более изготовление костюмов. Это все, я думаю, было известно. Я не думаю, что там что-то было такое, что сильно удивило. Тем более что фигура Нуреева, понятно, что это не Владимир Ильич Ленин. Кирилл Серебренников — талантливейший человек, с огромнейшим чувством вкуса. Я думаю, что ничего такого не могло быть. И мало того, Владимир Георгиевич Урин выступил в защиту его. Я не думаю, что там было что-то связанное вот с каким-то таким. Не хочется так думать. Андрей Александрович Гончаров, который руководил театром Маяковского, — великий режиссер. Были случаи, когда он отменял премьеру за два дня до премьеры из-за того, что он считал, что декорации не те, и он менял художника. Такое было даже».

Между тем, в Facebook появился пост с небольшим видео, который опубликовал руководитель театрального отдела Юсуповского дворца на Мойке Дмитрий Изотов. По его словам, он 8 июля случайно оказался на прогоне спектакля. «Это мощный современный спектакль о свободе и о том, что «родину себе не выбирают». Аплодисменты говорят сами за себя. Плакали все — от режиссера до костюмеров», — написал Изотов.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию