Операторы смогут отключать связь абоненту по требованию различных ведомств
Лента новостей
На данный момент абоненты даже в случае ареста банковского счета могут выводить деньги с мобильных счетов, а также использовать свой номер для совершения дальнейших мошенничеств
Обновлено в 16:00
Операторы будут способны отключить связь абоненту по требованию МВД, ФНС, ФТС и решению суда. Такие изменения в закон «О связи» правительство внесло в Госдуму 19 декабря.
Сейчас абоненты даже в случае ареста банковского счета могут выводить деньги с мобильных номеров или оплачивать ими какие-либо онлайн-покупки. Также схемой по выводу средств с таких счетов пользуются мошенники, получившие доступ к личному кабинету абонента.
В Минцифры отметили, что новые правила должны решить эти проблемы. В ведомстве также добавили, что предлагается обязательство возвращать неиспользованный остаток аванса при расторжении договора с оператором.
Комментирует ведущий аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин:
— Операторы не имеют права при оплаченных услугах связи ограничивать связь для абонента. Но за счет поправок связь может быть ограничена. В ряде случаев это судебное решение также уже существовало, могло быть и внесудебное, по решению МВД соответствующего регионального органа и по решению Федеральной налоговой службы. То есть фактически если человек, например, не платит налоги, у него есть недоимки, то ему могут отключить связь как меру давления.
— А с чем такой законопроект может быть связан, он направлен в большей мере на борьбу с отмыванием средств или на борьбу с мошенниками?
— Он направлен в первую очередь на тех, кто по каким-то причинам не проходит процедуру банкротства. Не платит налоги и так далее. У нас есть огромное количество людей, которые находятся в серой зоне дохода, получают наличные и не оплачивают свои долги перед государством. Это достаточно большая прослойка людей, в регионах особенно. Я не думаю, что мы говорим про миллионы людей, скорее это сотни тысяч. Блокировка телефона поражает в правах человека намного сильнее, чем что-либо другое. То есть формально у нас цифровым паспортом стал наш номер мобильного телефона. Если у вас изымают ваш номер, вы становитесь недееспособным в современном мире.
Операторы связи «Билайн», «Мегафон» и Т2 отказались комментировать предлагаемые поправки, пишут «Ведомости». Подробнее о том, как работают мобильные счета, рассказал IT-обозреватель «Российской газеты», автор телеграм-канала «Токсичная цифра» Олег Капранов:
— Проблема с этими счетами операторов обсуждается уже довольно долго, как минимум полгода она всплывает периодически. Действительно, эти счета, которые не являются банковскими счетами, могут использоваться для финансовых транзакций. Самый распространенный сценарий — это что сейчас люди их используют, например, для оплаты покупок и сервисов в AppStore. То есть это некий депозит. Те средства, которые находятся на нем, не в полной мере являются денежными средствами, их можно назвать баллами. И, безусловно, они могут использоваться мошенниками для каких-то выводов денежных средств. При этом эти счета не являются счетами не у всех операторов. Например, у оператора «Т-Мобайл», принадлежащего Т-банку, этот счет, который привязан к действующей симке, является банковским счетом, и в случае если происходят списания или аресты денежных средств, деньги списываются с этого счета тоже. Но у абсолютного большинства операторов это некие отдельные сущности. Для меня здесь главный вопрос состоит в том, как при реализации этой меры, которая, наверное, важная и нужная, сохранить доступ к возможности оплачивать услуги связи, потому что очевидно, что списания и аресты будут иметь абсолютный приоритет, и деньги, поступающие на этот счет, будут в первую очередь уходить на списания взысканий, а потом по остаточному принципу на оплату услуг связи. И здесь есть риск того, что это реально усложнит доступ к услугам связи. С этим моментом, мне кажется, нужно разбираться. А в остальном да, безусловно, возможность ограничить какие-то мошеннические действия важна, но нужно будет смотреть, как законодатели распишут такие вилки.
— А есть ли понимание того, насколько такие случаи мошенничества часты?
— Это все-таки довольно незначительные денежные средства, мало кто держит на таких счетах большие суммы, поэтому в прямом смысле говорить о том, что именно эти деньги интересны мошенникам, не приходится, это редкий случай. Но если мы говорим про какие-то выводы денежных средств таким образом — да, такие случаи есть, но их, опять же, не очень много.
По предварительной оценке Сбербанка, в этом году российская экономика может потерять до 1 трлн рублей на мошеннических схемах, а физлица — более 250 млрд рублей.