Кремль: «Возвращение Крыма не может обсуждаться»
Лента новостей
«Путин и Трамп не обсуждали тему Крыма в ходе телефонного разговора, его принадлежность не может быть темой переговоров», — заявил Дмитрий Песков. В Бонне 16 февраля пройдет первая встреча Лаврова и Тиллерсона. Может ли она стать нулевой точкой отсчета новых взаимоотношений?
Прямые контакты Москвы и Вашингтона начинаются. Первая официальная встреча Сергея Лаврова с новым госсекретарем США Рексом Тиллерсоном, который ранее выступал за отмену санкций, намечена на 16 февраля. Переговоры пройдут в Бонне в рамках консультаций министров иностранных дел стран G20. Как сообщил МИД, будут обсуждаться вопросы, в которых Россия и США могут наладить взаимодействие.
Москва ждет, что на встрече прояснятся некоторые острые вопросы в связи с последним резким заявлением Белого дома. Пресс-секретарь Дональда Трампа Шон Спайсер, комментируя отставку советника по национальной безопасности Майкла Флинна, сказал, что «президент Трамп жестко настроен по отношению к России и ожидает от российского правительства деэскалации насилия на Украине и возвращения Крыма».
Российский МИД отреагировал на комментарий Спайсера. «Мы свои территории не возвращаем», — заявила официальный представитель МИД России Мария Захарова. Кремль, в свою очередь, дал понять, что не хочет обострять отношения. Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков, отвечая на вопросы журналистов, призвал не торопиться с оценками, а по поводу последних антироссийских публикаций The New York Times посоветовал не читать утренних газет.
— Как такое заявление повлияет на российско-американские отношения, которые только-только вроде бы начали выстраиваться каким-то образом?
— Во-первых, пока ничего выстраиваться не начало. Пока просто был обмен заявлениями о намерении выстраивать отношения, и в данном случае не нужно торопить события. В настоящее время проходит процесс завершения формирования администрации действующего президента, поэтому здесь нужно просто дождаться, когда начнутся первые контакты. Буквально сегодня уже были анонсированы первые контакты министра иностранных дел Лаврова со своим визави из США. Что касается Крыма. Президент России весьма терпеливо и весьма последовательно своим партнерам и своим собеседникам разъясняет те причины, которые привели к тому, что крымчане приняли решение искать защиту у Российской Федерации и стать частью Российской Федерации. В этом плане президент Путин и российская сторона на самых различных уровнях продолжат так последовательно и развернуто доносить свою аргументацию, в том числе до партнеров в Вашингтоне. Что касается возвращения Крыма, то эта тема не будет обсуждаться, ибо она не может обсуждаться. Россия не обсуждает вопросы, связанные со своей территорией, с зарубежными партнерами. Мы также рассчитываем на то, что все-таки контакты будут налажены и нам представится возможность по-деловому, спокойно и конструктивно доносить свою аргументацию до американских партнеров.
— В ходе предыдущего телефонного контакта господин Трамп поднимал вопрос статуса Крыма, и делал ли Владимир Путин соответствующие разъяснения по ситуации на Украине, о которых вы сейчас говорили ему напрямую?
— Нет, не поднимал.
— CNN и The New Yourk Times со ссылкой на источники утверждают, что помощники Трампа во время избирательных кампаний находились в постоянном контакте с российскими официальными лицами.
— Не читайте утренних газет, ибо сейчас очень сложно отличить настоящее от подделок, от «уток». Там ссылки на пять разных источников, но ни один из них не называется, то есть идут уже просто смехотворные сообщения.
— Вы официально опровергаете эти сообщения?
— Это абсолютно газетные сообщения, которые не основаны ни на каких фактах и не указывают ни на какие конкретные факты.
— В Вашингтоне говорят, что советники Трампа имели множество контактов с российскими чиновниками, как будто это что-то беспрецедентное. Вы бы могли сказать, что контактов было действительно больше, чем, например, с предыдущими администрациями?
— Нет, не мог бы. Идет обычное рабочее общение. Дело в том, что представители американского посольства здесь же общаются с российскими чиновниками, ходят в министерство иностранных дел.
— Fox News, сенатор Джон Маккейн и еще какие-то американские СМИ...
— Никто официально не обвинял Россию в нарушении РСМД (договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности — Business FM). Опять же вы упомянули некую совершенно обезличенную информацию. Безусловно, Россия оставалась и остается приверженной своим международным обязательствам, в том числе и в рамках упомянутого вами договора.
В июле прошлого года во время избирательной кампании Трамп говорил, что народ Крыма «предпочел бы быть с Россией», и выразил готовность в случае победы на выборах президента США рассмотреть вопрос о признании полуострова территорией России. Информационный фон последних дней комментирует главный редактор Carnegie.ru Александр Баунов:
Александр Баунов главный редактор Carnegie.ru «Реакция Кремля в нынешней ситуации понятна: они видят, насколько трудно администрации Трампа делать любые шаги, по крайней мере позитивные, в российском направлении, и, соответственно, не комментируют ни положительно, ни отрицательно все, что там происходит. Положительный комментарий какого-то предложения или отрицательный комментарий по поводу отставки Флинна будет означать похвалу дьявола или огорчение дьявола, а дьявола нельзя хвалить, его нужно как можно больше огорчать. Соответственно, любая российская похвала или высказывание, которые содержат в себе признаки надежды, среди противников Трампа в Америке будут интерпретированы как еще один повод для критики и подозрений. Если российское руководство действительно хочет дождаться, а не добиться какого-то изменения курса, то зачем мешать этому похвалами или сожалениями? Что означали заявления самого Трампа во время кампании о том, что он готов признать Крым российским или снять санкции? Означали ли они, что это так будет? Мы видим, что нет, по крайней мере никаких подтверждений этому нет. Точно так же надо относиться и к любым другим его заявлениям. Означает ли заявление пресс-секретаря о том, что Трамп будет дожидаться возвращения Крыма Украине, что-то большее, чем его предыдущие заявления? Тоже нет. Встреча в Бонне будет чем-то первым более или менее официальным, что можно будет толковать, потому что все-таки заявления в Twitter или заявления во время кампании со стороны человека, который еще не является президентом, имеют совершенно другой вес, как и заявления пресс-секретаря. Вспомним любимый жанр проклятий именно в адрес пресс-секретарей, который у нас господствовал в государственных СМИ и в заявлениях чиновников все последние годы. Пока Трамп не высказался лично, мы будем разводить его позицию и позицию его администрации, объясняя это тем, что администрация находится под огромным давлением именно на российском направлении. Слишком много рисков для любой американской администрации, а для Трампа так вообще необыкновенно много рисков улучшать отношения с Россией, а вот выгоды совершенно не понятны. Это то, что может быть предметом разговора Тиллерсона и Лаврова, и потом Трампа и Путина».
Спикер Госдумы Вячеслав Володин заявил, что позицию Трампа по Крыму нужно услышать от него самого, поскольку высказывания его пресс-секретаря могут неполно выражать точку зрения главы государства. Слова спикера цитирует «Интерфакс». В Совете Федерации посчитали, что у президента США пока нет точной позиции по Украине: он все еще формирует свою команду и руководствуется сводками Госдепа, а заявлениями о Крыме администрация Трампа просто пытается заглушить критику в адрес Белого дома.
Заявление Белого дома о том, что Трамп ждет возвращения Крыма Украине, приветствовали в Киеве. «Хорошее заявление. Россия должна вернуть Крым», — написал в Facebook пресс-секретарь Петра Порошенко.