Прокуратура потребовала для Савченко 23 года заключения
Лента новостей
23 года лишения свободы. Такое наказание потребовало сегодня гособвинение для бывшей украинской летчицы Надежды Савченко, обвиняемой в убийстве российских журналистов и других преступлениях
В Донецком городском суде Ростовской области сегодня вступил в завершающую стадию резонансный процесс по делу бывшей украинской летчицы Надежды Савченко. Выступая в прениях сторон, представитель гособвинения заявил, что считает доказанной вину подсудимой в умышленном убийстве журналистов ВГТРК Игоря Корнелюка и Антона Волошина, в покушении на убийство оператора Виктора Денисова, а также в незаконном пересечении границы с Россией. По совокупности совершенных преступлений прокуратура потребовала для Савченко 23 года заключения и штраф в 100 тысяч рублей. Выступление трех представителей гособвинения заняло с перерывом на обед 3,5 часа. Они выступали по очереди.
Обратившись к суду первым, прокурор Павел Филипчук опроверг версию защиты о том, что Савченко была задержана уже после гибели журналистов — в 12 часов 30 минут. По словам прокурора, на самом деле Савченко задержали в 10 часов утра, а показания подсудимой «не выдерживают никакой критики». Это, заявил прокурор, подтвердили опрошенные в суде ополченцы. «При опросе (ими) Савченко сказала, что она летчик и вела корректировку огня в тот момент», — изобличил обвинитель подсудимую показаниями ополченца Ословского. Другой боец по фамилии Шатун заверил, что с вышки, с которой Савченко, по версии следствия, корректировала огонь, «перекресток просматривался как на ладони».
В том, что именно Савченко корректировала огонь, под которым погибли журналисты, призналась и сама фигурантка, настаивал представитель гособвинения. Филипчук отметил, что боец по фамилии Печора снял задержание Савченко на видеокамеру. Он добавил, что после того, как наводчицу взяли в плен, огонь стих. «Для бойцов ополчения было удивительным то, что артиллерийский огонь был перенесен на перекресток, где не было никаких позиций и через который осуществлялась эвакуация мирных жителей», — сказал прокурор.
Неточности в показаниях свидетелей второй гособвинитель Дмитрий Юношев объяснил тем, что для многих олоченцев это был первый бой. «А как бы повели себя все мы на поле боя? Не думаю, что мы запомнили бы все мелочи. И кто придавал тогда значение задержанию какой-то женщины? — цитирует выступление гособвинителя «Медиозона». — Если один человек может ошибиться со временем задержания, то десяток — нет». По мнению прокурора, количество и расположение воронок, а также отсутствие других следов обстрела, свидетельствовали о том, что украинские военные вели целенаправленный обстрел мирных граждан.
Последний из выступавших был прокурор Владислав Кузнецов. А под конец слово взял снова Павел Филипчук. Он просил признать подсудимую виновной в убийстве двух и более лиц, в покушении на убийство, совершенном группой лиц по предварительному сговору, а также в незаконном пересечении границы РФ (п. «а», «е», «ж», «л» ч. 2 ст. 105 и ч. 3 ст. 30, п. «а», «е», «ж», «л» ч.2 ст. 105 и ч. 1 ст. 322 УК РФ). За убийство журналистов прокурор предложил назначить подсудимой 18 лет заключения, за покушение на убийство — 13 лет, а за незаконный переход госграницы — штраф в 100 тысяч рублей.
Стоит отметить, что в прениях сторон прокуратура отказалась от части обвинения Савченко в покушении на убийство шестерых мирных граждан Украины. Дело в том, что, согласно статьи 12 УК РФ, иностранные граждане, в отношении которых совершено преступление за пределами РФ, не могут признаваться потерпевшими на территории нашей страны. Поэтому потерпевшим по этому эпизоду в деле остался только оператор ВГТРК Виктор Денисов.
Ожидается, что сегодня, 2 марта, в прениях сторон выступит Надежда Савченко, после чего в процессе объявят перерыв до завтра. В среду результаты процесса проанализируют ее адвокаты. После этого подсудимая скажет последнее слово, и суд удалится для вынесения приговора.
По версии обвинения, летом 2014 года штурман-оператор вертолетного звена вертолетной эскадрильи 16-й отдельной бригады армейской авиации 8-го армейского корпуса Вооруженных сил Украины, старший лейтенант Надежда Савченко «целенаправленно прибыла» на территорию Луганской области. Она вступила в батальон «Айдар», созданный бывшим комендантом «Самообороны Майдана» Сергеем Мельничуком, и стала воевать на стороне украинских вооруженных подразделений против населения ЛНР. Это было в ее отпуск. 17 июня 2014 года Савченко, взобравшись на мачту сотового ретранслятора, координировала по телефону огонь гаубиц.
В результате обстрела в районе бывшего поста ГАИ у поселка Металлист Славяносербского района Луганской области были убиты корреспондент ВГТРК Игорь Корнелюк и звукооператор Антон Волошин. Они приехали туда, чтобы снять сюжет об эвакуации мирных жителей. Волошин погиб на месте в результате прямого попадания снаряда. Антон Корнелюк был ранен осколками фугасных бомб и умер спустя два часа в Луганской областной больнице. Оператору Виктору Денисову удалось спастись. Также обстрелу подверглись шестеро жителей поселка: Иван Чумаков, Галина Дмитриева, Элла Бурыка, Геннадий, Виктория и Елена Талалаевы. К счастью, они не пострадали.
Позже, 23 июня, Савченко проникла на территорию России, назвавшись беженкой, но была задержана сотрудниками ДПС по Воронежской области при въезде на попутке в поселок Кантемировский, говорится в материалах дела.
В ходе судебного процесса, который начался 22 сентября 2015 года, подсудимая не признала вину и заявила о политическом характере преследования. Савченко, которая уже после ареста уволилась из Вооруженных сил Украины, став депутатом Верховной рады от партии «Батькивщина», а также делегатом от Украины в ПАСЕ, утверждает, что ее взяли в плен ополченцы. Последние, по ее словам, фактически выкрали ее с территории Украины и передали российским следователям. По словам подсудимой, в район боевых действий она приехала на машине сестры, чтобы помочь вывезти раненых. Она утверждала, что на следствии прошла «детектор лжи». «Но когда он показал, что я не лгу, эти документы не попали в представленное уголовное дело», — заявила Савченко. Она настаивала, что с вышки, на которую ее «пытается запихнуть обвинение», она не могла видеть блокпоста у поселка Металлист — обзор наводчику перекрыла бы лесополоса.
Адвокат подсудимой Илья Новиков рассказал Business FM, почему, по его мнению, подсудимая непричастна к тому, в чем ее обвиняют:
Илья Новиковадвокат Савченко«Установлено, что обстрел, во время которого погибли журналисты, велся между 11 часами 40 минутами и 12 часами дня по местному времени. Мы знаем точно, и это подтверждается тремя или даже четырьмя источниками, что Савченко попала в плен между 10 и 10:30 утра, то есть за час до этих событий. Мы совершенно точно знаем, что в 10 часов 46 минут она уже была в центре Луганска, потому, что там был зафиксирован ее телефон. Есть видеозапись, которую сделал один из сепаратистов, в то время когда Савченко уже была в плену, и эти кадры сделаны не позже 10 часов 40 минут утра. То есть у Савченко есть стопроцентное алиби. Что касается второго обвинения, связанного с незаконным переходом госграницы, то я не встречал ни одного человека, который бы верил в версию о том, что Савченко отправилась в Россию по каким-то причинам. Все прекрасно понимают, что ее похитили и вывезли».
Новиков полагает, что обвинение в суде так и не смогло установить, чем же велся обстрел — минами или снарядами:
«На самом деле это крайне важно. Это были снаряды, и обстрел велся украинскими военными. Стреляли из поселка Веселая гора. Мы знаем, кто и почему стрелял. Стреляли потому, что в это время один из украинских БМП попал в окружение, командир БМП по телефону связался с командиром дивизии и попросил провести отвлекающий обстрел, чтобы они могли выехать. Это было сделано. Обстрел велся по перекрестку, где был блокпост ополченцев. К несчастью, в то время журналисты оказались там и погибли».
По словам защитника, на том же перекрестке пали и около десятка ополченцев. Это меняет всю суть обвинения, в котором говорится, что украинские военные стреляли целенаправленно по мирным жителя, полагает он. «Украинские военные стреляли по вооруженным сепаратистам», — утверждает адвокат.
Новиков заявил, что в ходе судебного процесса «суд и обвинение попытались это скрыть». «Им хотелось провести процесс не только над Савченко, но и над всей украинской армией, обвинив ее в том, что она расстреливала мирных жителей», — сказал защитник. Он считает процесс над Савченко предвзятым и проведенным с огромным количеством нарушений закона.
В прениях сторон защита намерена настаивать на вынесении подсудимой оправдательного приговора, однако адвокаты не испытывают иллюзий по этому поводу. «Этого не может быть, потому что просто не может быть», — констатируют они. По мнению защитников, Савченко будет осуждена, а ее судьба будет в итоге решаться не судом, а политиками. Ее могут, например, обменять на российских военных.
Сама Савченко с 17 декабря 2015 года опять голодает. Таким образом она протестует против того, что переговоры о ее возращении на родину затянулись до бесконечности. «Она не хочет, чтобы процесс переговоров о ее освобождении шел бесконечно долго. Она хочет поставить его в определенные рамки и показать, что если ее собираются обменивать, то это нужно делать сейчас, потому что она — товар скоропортящийся и сделка может состояться либо сейчас либо никогда», — обозначил позицию своей подзащитной Илья Новиков.
Стоит отметить, что 25 февраля Конституционный суд России вернул женщинам право на суд присяжных. Однако, как пояснил председатель КС Валерий Зорькин, «если дело уже назначено к рассмотрению с участием коллегии судей, как в случае с гражданкой Савченко, то оно не подлежит пересмотру» с участием народных судей».