16+
Четверг, 9 января 2025
  • BRENT $ 76.16 / ₽ 7744
  • RTS880.13
8 января 2025, 07:19 Технологии
Спецпроект: Тренды и бренды – 2024

В России в 2024 году выросли продажи компьютеров

Лента новостей

Уже почти половину рынка занимают отечественные ПК. Вопрос в том, что считать российским компьютером. И удалось ли России в прошлом году снизить зависимость от импорта ПК, ноутбуков и комплектующих?

Фото: Александр Щербак/ТАСС

По данным одной из крупнейших сетей электроники «М.Видео — Эльдорадо», за девять месяцев прошлого года в России было куплено 2,2 млн компьютеров. Это на 35% больше в количественном выражении по сравнению с аналогичным периодом 2023-го. При этом отечественные компьютеры заняли почти половину рынка. Правда, российское у них только название. Если внимательно изучить то, что предлагают покупателям наши бренды, то выяснится, что практически все в их компьютерах импортное: системные платы, чипы памяти, накопители, видеокарты, корпуса и блоки питания.

Правда, корпуса мы делать уже научились, но до массового производства дело пока не дошло. Не исключено, кстати, что и винты, которые используются в процессе сборки российских компьютеров, тоже закупаются в Китае. Но самое главное, у нас нет своих процессоров. Есть оригинальная архитектура «Эльбрус», есть разработки на ее основе и техническая документация для производства чипов. Но подходящих фабрик для выпуска таких ЦПУ в России просто нет. Когда появятся, неизвестно. Иностранные производители, включая крупнейшего в мире чипмейкера TSMC, который раньше выпускал «Эльбрусы» и «Байкалы», российские заказы больше не берут из-за санкций.

Так что придется смириться с тем, что в российских компьютерах еще долго будут работать процессоры разработки американских Intel и AMD, выпущенные на Тайване или в Малайзии. Вот что рассказывал в прошлом году в интервью «Бизнес FM» Константин Трушкин, директор по развитию АО «МЦСТ», которое занимается разработкой «Эльбрусов»:

Константин Трушкин директор по развитию АО «МЦСТ» «Мы действительно сейчас в моменте должны сделать тактическое отступление, и какое-то время придется терпеть у себя в критической инфраструктуре процессоры зарубежного происхождения, причем не важно, китайские или американские, они все для нас недоверенные, ничего не поделаешь. Мы же не знаем, как они работают, и нет никакой реальной возможности проверить их схему, убедиться, что нет каких-то нехороших ошибок или даже хуже того — закладок. Мы не можем этого проверить, не можем этого доказать. А если говорить про американцев, то мы косвенно знаем, что они там точно есть. Они там сидят и ждут своего часа. Сложность момента в том, что, если произойдет какой-то глобальный блэкаут в России, то эти риски будут реализованы, и это увидит весь мир. Это усложнит дальнейшую работу и, опять-таки, усилит центробежные тенденции в мире. Я думаю, это будет очень сильный удар по американскому бизнесу, поэтому они здесь не торопятся».

Сейчас в России доступен техпроцесс 65 нанометров. 20 лет назад он использовался для выпуска самых передовых и мощных на тот момент процессоров американской разработки. Сегодня 65 — это далеко не высшая лига, не первая и даже не вторая. Этот так называемый зрелый техпроцесс, который все еще годится для контроллеров и вспомогательных микросхем, но никак не для процессоров, которые нужны для современных ноутбуков, ПК и серверов. Сейчас ЦПУ делают по нормам 4 нанометра.

Оборудование для таких производственных линий выпускают на Западе, нам его никто не продаст из-за санкций. Чтобы сделать свое, могут потребоваться даже не годы, а десятилетия. Поэтому российские разработчики ищут иные способы радикально повысить быстродействие чипов, не связанные с переходом на передовые техпроцессы. Об этом говорил в интервью радиостанции президент группы компаний «Элемент» Илья Иванцов:

Илья Иванцов президент группы компаний «Элемент» «Линейная гонка за нанометрами к мегарезультату, и особенно в ближайшее время, не приведет по причине того, что это действительно колоссальные инвестиции. И это оборудование, доступ к которому у нас в моменте нет, а его разработка займет очень, очень и очень много лет. С учетом того, что действительно передовая микроэлектроника стране однозначно нужна, необходимы такие нелинейные методы. И мы, и на самом деле много предприятий, наших коллег по цеху, тоже этим занимаются, это как раз применение таких альтернативных физических принципов для разработки и производства электронно-компонентой базы. Например, есть такое направление, называется «фотоника». На базе альтернативного как раз физического принципа могут производиться фотонные интегральные схемы, для производства которых будет достаточно тех топологических норм, которыми мы обладаем сейчас серийно. Но при этом их характеристики будут близки тем процессорам или сопроцессорам, которые сейчас производятся на топологических нормах ниже 28 нанометров».

Когда будут массово доступны такие процессоры, сейчас, наверное, никто не скажет. Это как с квантовыми компьютерами, которые уже есть, в том числе и в России, но решать практические задачи пока не могут.

У нас нет не только процессоров, но и других электронных компонентов, которые используются в производстве компьютеров. Малогабаритных резисторов, конденсаторов, транзисторов и так далее. Все, что называют мелочевкой. Хотя на самом деле эта мелочевка выпускается в том же Китае в огромных масштабах, за счет чего получается снижать отпускные цены. Продолжает гендиректор компании «Троицкий инженерный центр» Евгений Горский:

Евгений Горский гендиректор компании «Троицкий инженерный центр» «У нас есть несколько хороших производителей компонентов, которые выпускают в основном изделия для менее массовых продуктов, более сложных, то есть таких, как военная техника, авиационная техника, космическая техника и так далее. В России сейчас большая проблема с компонентами широкого потребления, большая проблема, если сравнивать с Китаем и другими странами Юго-Восточной Азии, потому что изготовить несколько дорогих штучных компонентов и делать серийно что-то простое, но с высоким уровнем качества — это разные задачи. И у нас нет массовых дешевых компонентов для техники электронной широкого профиля, в ближайшее время не появится, если все будет развиваться с такой скоростью, как сейчас развивается».

Сейчас в России одновременно существуют, практически не пересекаясь, два рынка компьютеров и электроники. Один — потребительский рынок, другой — госзаказа. На втором действуют свои особые правила. Чтобы участвовать в госзакупках, производители компьютеров и периферии должны довести свои продукты до определенного уровня локализации. Иногда применяют, скажем так, нестандартные решения.

В прошлом году большое внимание привлекла история блогера, популяризатора отечественной микроэлектроники Максима Горшенина. Исследуя монитор компании «Лайтком», он нашел в нем российский чип, отключение которого никак не повлияло на работу устройства. Возникло предположение, что чип добавили только ради повышения «российскости» продукции. Компания-производитель это отрицала и хотела отсудить у блогера 5 млн рублей. Но из этого ничего не вышло, отмечает Максим Горшенин:

Максим Горшенин блогер, популяризатор отечественной микроэлектроники «Уважаемый суд сообщил, что в иске отказать компании «Лайтком» ко мне, потому что не было доказано ни то, что я говорил неправду в своих роликах, не было доказано, что из-за моих роликов была понесена какая-то финансовая потеря со стороны компании «Лайтком», а также не было доказано, что чип, о котором я говорил — нефункциональный, что он функциональный. То есть со стороны компании «Лайтком» ко мне были претензии по трем позициям. Именно на этом и строилась вся их история подачи в суд на меня. И суд сказал, что по всем трем позициям не доказано, нет оснований считать, что я где-то что-то нарушил».

Не исключено, что другие российские производители компьютеров и периферии тоже применяют похожие схемы для повышения уровня локализации. Кстати, после этой истории Минпромторг решил изменить процесс оценки оборудования, если оно претендует на статус отечественного.

Обычному потребителю это все равно: никто не обязывает его покупать только отечественное. Выбор широкий: есть российские компьютеры и ноутбуки, которые на самом деле Made in China, есть китайские, которые очень широко представлены на нашем рынке. И еще есть «серый» импорт продукции брендов, которые прекратили продажи в России, например это американская Apple и южнокорейский Samsung.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию