В ЕС обсудят ситуацию с газом после остановки украинского транзита
Лента новостей
Ранее премьер Словакии Роберт Фицо заявил о срыве нового раунда консультаций стран ЕС по газу, который должен был пройти во вторник, 7 января, из-за отсутствия украинской делегации. А Еврокомиссия подтвердила падение уровня газа в хранилищах ЕС до 70%
Премьер Словакии Роберт Фицо встретится с представителями Еврокомиссии 9 января. Стороны обсудят ситуацию с остановкой транзита газа через Украину. В понедельник Фицо заявил о срыве нового раунда консультаций стран ЕС по газу, который должен был пройти во вторник, — из-за отсутствия украинской делегации.
С 1 января «Газпром» прекратил поставки российского газа в Европу после отказа Киева продлить соглашение о транзите через территорию Украины. Из-за остановки транзита газа цены на топливо в Европе подскочили на 20%, заявил глава МИД Венгрии Петер Сийярто. Причиной, по его словам, стало «искусственное сокращение количества природного газа блокированием определенных транспортных маршрутов».
На этом фоне Еврокомиссия подтвердила падение уровня газа в хранилищах ЕС до 70%. Пока в ЕС не считают это критичной проблемой, так как уровень газа все еще выше, чем был в начале января, в годы до начала конфликта на Украине.
Чтобы покрыть дефицит, ЕС закупает рекордные объемы российского сжиженного природного газа, пишет агентство Bloomberg. Закупки по объемам уже серьезно превышают прошлогодние.
Комментирует экономист по России Bloomberg Economics Александр Исаков:
— Мы видели несколько эпизодов санкций на средства доставки СПГ в Европу, то есть риски сокращения есть. Но, скорее всего, по нашим оценкам, рост поставок СПГ в Европу продолжится. Для российской стороны, особенно с точки зрения бюджета, государственных доходов потери от транзита через территорию Украины заметно меньше. По нашим оценкам, бюджет не досчитается порядка 0,3% дохода федерального бюджета в следующем году, и, скорее всего, отчасти или, возможно, полностью эти потери в рублевых доходах будут компенсированы более слабым курсом.
— Топлива в хранилищах насколько хватит в ближайшее время? Это к вопросу о критичности ситуации в странах ЕС.
— Относительно нормальности, достаточности запасов сейчас среди тех, кто наблюдает за энергетикой в ЕС, происходит довольно сильное обсуждение. Кто-то считает, что вот этот ускоренный выбор запасов из хранилищ связан с тем, что это был относительно дешевый газ, который страны выбирают раньше в расчете на то, что температура нормализуется, цены СПГ и другого газа снизятся и возможно будет их восполнить по более низким ценам. То есть ситуация действительно хуже, чем в прошлом году для Европы, но не выглядит критической пока.
— Какие действия США можем прогнозировать?
— Одно из того, что США может сделать, — это администрация говорит о том, что в последние дни возможны новые ограничения санкций на российский флот. Возможно, и большинство людей ожидают, что эти ограничения затронут только нефтяные танкеры, но возможны ограничения, какие-то новые санкции на СПГ-танкеры.
Звучат и другие оценки заполненности хранилищ Европы. По данным Gas Infrastructure Europe, запасы газа опустились даже ниже 70%. Хотя в начале января прошлого года уровень газа в хранилищах ЕС составлял 85%.
Как отмечает Bloomberg, европейским странам непросто разорвать связи с Россией, так как Москва закрепила за собой статус одного из ключевых поставщиков энергоносителей на континент. В итоге Европе придется закупать больше российского СПГ, чтобы компенсировать падение импорта природного газа.
Отмечается, что у России есть другие способы восполнить потерю транзита в Европу через Украину. Например, нарастить поставки газа в Китай или через «Турецкий поток».
По подсчетам европейских аналитиков, из-за отказа Украины от транзита газа страны союза потеряют до 100 млрд евро. Эта цифра сложилась из объема европейского импорта природного газа, на 500 млрд кубометров, и с учетом повышения стоимости кубометра на 20 евро.
В ситуацию могут вмешаться США со своим СПГ, говорит ведущий эксперт Финансового университета и Фонда национальной энергобезопасности Игорь Юшков:
— Нет угрозы того, что Европе не хватит физически газа и там будет какое-то чрезвычайное положение объявлено, экономии меры и так далее. Нет, основные проблемы как раз таки в сфере экономики, то есть они получают более дорогой газ, чем мог бы быть, если бы сохранился транзит российского газа через Украину. Причем дорогой газ получает вся Европа, необязательно это должны быть те страны, которые покупали газ транзитом через Украину, эти государства страдают еще больше. Словакия, например, еще теряет деньги от транзита, ведь через нее дальше газ проходил в Австрию. И та же самая Австрия, Словакия — они должны теперь будут покупать газ где-то еще, видимо, это будет СПГ, доставка может происходить либо в Нидерланды, либо в дальнейшем в Германию, когда они приемный СПГ-терминал откроют, либо с юга. В любом случае они должны будут платить за СПГ, потом за доставку в прибрежную страну, потом за регазификацию и прокачку к себе. То есть это все равно даже с точки зрения логистики будет дороже. Но все остальные страны, которые, может быть, и не покупали российский газ, страдают от того, что на бирже цена выросла на любой газ, будь то СПГ из США, из Катара, из России, норвежский, алжирский газ, не важно, ты уже пострадал. Поэтому вот эти оценки в десятки или сотни миллиардов евро — это оценка не более высокой цены за газ, например, оттого, что дефицит возникает, а это оценка общих экономических потерь. Потому что из более дорогой энергии получаются товары с большей себестоимостью, а значит, ты становишься неконкурентоспособным на глобальном рынке. И повторяется история 2021-2022 годов, когда газ был в Европе сверхдорогой, и промышленное прежде всего потребление сильно упало, потому что просто ты эти товары никуда не продашь по такой высокой себестоимости из дорогой энергии. Вот что европейцы рискуют повторить. Российский СПГ не замещает трубопроводный газ, он в любом случае там и был, и будет, пока его напрямую не запретят. Поэтому, опять же, для России это тоже не прямая замена, нельзя сказать, что Россия не пострадала здесь. Потому что все-таки Россия, когда экспортирует трубопроводный газ, то «Газпром», когда добывает этот газ, он платит в бюджет НДПИ на газ, ну и, соответственно, когда экспортирует, 30-процентную экспортную пошлину. СПГ освобожден от выплаты экспортной пошлины, на него ее вообще нет. Плюс к тому, когда мы говорим про европейский рынок, от нас СПГ идет преимущественно с одного проекта — это «Ямал СПГ». Он получил в свое время налоговые льготы, еще лет шесть-семь практически почти никакие налоги платить не будет. Поэтому здесь и сейчас государство от экспорта СПГ фактически ничего не получает.
— Насколько США могут их СПГ продвигать в Европу на этом фоне?
— Экономически американский СПГ у российского газа, опять же, скорее всего, у трубопроводного, конкуренцию так и не выиграл. Именно поэтому они стали вводить санкции еще с 2019 года, когда запретили достройку «Северного потока — 2». И то же самое сейчас, экономически нет, поэтому как раз таки риски и для российского трубопроводного газа, и для российского СПГ возрастают, потому что у американцев сейчас найдется период ввода в эксплуатацию новых СПГ-заводов. И Трамп как раз таки продолжит расчищать рынок сбыта для американского СПГ.
Эксперты Bloomberg отмечают, что из-за остановки транзита газа в Европу через Украину Россия может потерять 0,2% от своего ВВП, в то время как Украина потеряет в два раза больше — 0,5%.
А Словакия, сильно зависящая от российского газа и получающая доходы от транзитных сборов, потеряет 0,3% ВВП.