Владимир Путин 1 декабря выступит с ежегодным посланием Федеральному собранию, которое станет 13-м по счету. Традиционно оно прозвучит в Георгиевском зале Кремля.

Назначение Максима Орешкина главой Минэкономразвития накануне президентского послания вышло символичным, хотя в Кремле и настаивали на том, что эти события не связаны. Единственный за последние 60 лет арест министра грозил серьезными неприятностями лагерю системных либералов. От президента ждали сигнала, возможно, в послании, но он пришел раньше. Выбор нового министра — это знак к восстановлению статус-кво, отмечает директор центра политологических исследований Финансового университета Павел Салин.

Павел Салин директор Центра политологических исследований Финансового университета при правительстве РФ «Предложение господину Орешкину возглавить Минэкономразвития можно трактовать как одобряющий для них знак. Минэкономразвития возглавит не представитель группировки сторонников государственного регулирования экономики, а представитель системных либералов, сигнал уже транслируется вне рамок послания».

Новый министр экономики пришел на госслужбу три года назад: начинал начальником департамента долгосрочного стратегического планирования, где, как рассказали источники Business FM, работал фактически в одиночку. Через два года Орешкин занял пост замминистра и стал появляться в СМИ — прогнозировал инфляцию и цены на нефть. В сентябре он не исключил стрессовый сценарий — 30 долларов за баррель в ближайшие несколько лет, после чего экс-министр Алексей Улюкаев назвал Орешкина «одним из сотрудников Минфина, который имеет некие полномочия в такого рода высказываниях». Но именно за него были и Антон Силуанов, и Алексей Кудрин, предполагает гендиректор Фонда национальной энергетической безопаности Константин Симонов.

Константин Симонов генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности «Я уверен, что огромную роль в этом назначении принял Силуанов и Кудрин. Это как раз тот сюрприз, который с их стороны был ему предложен. Совершенно очевидно, что фигура молодого замминистра финансов на пост министра попала с подачи его бывшего начальника. Я уверен, что Кудрин сыграл огромную роль».

После назначения Орешкина снова разгорелись споры о судьбе Минэка — разговоры о его возможной ликвидации звучат давно. Есть предложения разделить функции между Минфином и Минпромторгом или отдать министерство Силуанову. С приходом Орешкина этот сценарий эксперты оценивают как весьма вероятный, но делать этого не стоит, считает президент Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин.

Александр Шохин президент Российского союза промышленников и предпринимателей «Если говорить реально о функциях Министерства экономики, то все они не могут быть переданы Министерству финансов. Там есть и функция согласования интересов отраслевых лоббистов, которые отвечают в том числе за тарифы естественных монополий, есть и функции, которые связаны с поддержкой Росимущества, Росаккредитации, Росреестра, поэтому даже простой перечень подведомственных структур показывает, что они условно вряд ли могут оказаться под крылом Минфина».

Фамилии Орешкина не было в шорт-листе кандидатов на пост министра экономики, а из тех, кого называли СМИ, желания идти в министерство не высказывал никто, в особенности пока там не завершилась история с «Роснефтью». Должность получила славу «расстрельной», но для Орешкина это карьерный взлет. Теперь он самый молодой министр в команде Медведева. На этот раз в бой старики не пошли.