ОБНОВЛЕНО 13:20

Одно из главных экспертных объединений России покинул ключевой участник. Академик Сергей Глазьев прекратил работу над экономической программой Столыпинского клуба, сообщило RNS.

Глазьев — один из самых известных представителей Столыпинского клуба. Возглавляет это объединение бизнес-омбудсмен, а теперь и политик — Борис Титов. Входит туда и бывший замминистра экономики, а ныне зампред ВЭБа Андрей Клепач. Их оппоненты — Алексей Кудрин и его сторонники. О роли Глазьева и борьбе апологетов двух экономических теорий говорит вице-президент РСПП Игорь Юргенс:

Игорь Юргенс президент Всероссийского союза страховщиков «Очень трудно сказать, кто чего лишился — Глазьев Столыпинского клуба или Столыпинский клуб лишился Глазьева. Могу только сказать, что Алексей Леонидович Кудрин сформулировал свои идеи таким образом, что они в общественную плоскость выйдут уже как идеи президента, это было видно из его недавнего интервью. Он поблоково будет готовить программу, которую будет согласовывать с президентом, и после этого представлять это как согласованное действие. В этом смысле, в схватке «Столыпинский клуб против Кудрина», мне кажется, что эта идея отошла в прошлое. Вторая идея, которую озвучил Алексей Леонидович, заключается в том, что Столыпинский клуб, который подготовил программу Бориса Титова «Партии роста», сделал нечто политическое, как выразился он. И это политическое будет проверено на электорате. Можно предположить, сколько процентов поддержат «Партию роста». Вот вам линия атаки с той стороны. Думаю, что все самое ценное из того, что Столыпинский клуб, в любом случае, уже давно учтено».

Столыпинцы — сторонники денежной эмиссии, которая должна пойти в реальный сектор. Их оппонент — бывший глава Минфина, а ныне руководитель центра стратегических разработок Алексей Кудрин считает, что в первую очередь нужно провести структурные реформы и дождаться обещанной ЦБ низкой инфляции.

Обе позиции были представлены Владимиру Путину весной на экономическом совете. Официально ни одна из них не стало приоритетной, Кремль готов принять самое лучшее из двух концепций. О том, почему Сергей Глазьев, по сути, самоустранился от идейной борьбы, рассуждает политолог Павел Салин:

Павел Салин директор Центра политологических исследований Финансового университета при правительстве РФ «Вот этот альянс Столыпинского клуба — альянс Титова и Глазьева, он был чисто ситуативным. Потому что в данном случае имел место тактический союз двух разных идеологических блоков, который сосредоточился вокруг одной цели — это лоббирование отставки правительства. Как максимум правительства, как минимум всего финансово-экономического блока, чтобы потом уже поставить, продвинуть свои креатуры на ключевые министерские посты. Сейчас это не получилось. По слухам, которые курсируют в экспертной среде, у президента нет никаких серьезных намерений относительно смены правительства или смены курса, а значит, данный альянс теряет смысл. А во всем остальном эти два блока, они, в принципе, расходятся. Я имею в виду блок, условно говоря, государственников, которых представляет господин Глазьев, и блок предпринимателей, которых представляет господин Титов, потому что стратегические цели у них совершенно разные. Господин Глазьев выступает за увеличение роли государственного сектора и государственного регулирования в экономике, предприниматели предсказуемо выступают за уменьшение этой роли. Вопрос о том, кто больше выиграл, кто больше проиграл от расторжения данного союза, он остается открытым, потому что нет ответа на главный вопрос — какой курс выберет президент».

Сам Глазьев не уточняет, почему он больше не участвует в работе над экономической программой Столыпинского клуба. Но, как рассказал Business FM Борис Титов, члены клуба не поддерживают некоторые идеи советника президента:

Борис Титов уполномоченный при президенте РФ по защите прав предпринимателей «Глазьев подключился к этой программе уже на финальной стадии, многие вещи принял, внес какие-то изменения и поэтому он стал одним из подписантов программы Столыпинского клуба. Но со многими вещами, которые Глазьев говорит, мы не можем согласиться, ну, прежде всего, с такой жесткой государственнической позицией, жесткими мерами, которые бы, например, развивали именно государственные секторы экономики, а не частные. У нас программа именно развития частной, конкурентной экономики. Но кроме этого, конечно, мы не можем согласиться с его взглядами на политические вопросы, насчет того, что Америка ведет гибридную войну, которую пытается перетащить на территорию РФ. Мы как-то в это не верим. Хотя, еще раз, по экономическим воззрениям, я считаю, что Глазьев — это один из очень сильных, можно сказать и выдающихся экономистов у нас в стране. Кроме того, он сделал очень многое, будучи министром внешней торговли, еще в первом российском правительстве, когда он очень серьезно либерализовал торговлю, в том числе внешнюю торговлю, и это во многом спасло тогда экономику страны».

Как пишет «Газета.Ру», на прошлой неделе Сергей Глазьев написал письмо Алексею Кудрину, раскритиковав его программу. Кудрин ответил Глазьеву в Twitter, написав, что академик критикует программу, которая нигде не опубликована. «Пастернака не читал, но осуждаю», — добавил Кудрин.