Цитаты персоны
Все персоныАлексей Маслов
директор Института стран Азии и Африки МГУ, востоковед
Мнение к материалу от 8 декабря 2024 года:
«Президент Южной Кореи стал подозреваемым по делу о мятеже» «По сути сейчас идут попытки преодолеть кризис власти. И эти попытки разворачиваются, как ни странно, достаточно мирно, несмотря на те обвинения, которые выдвинуты и против ныне действующего президента Южной Кореи, и уже против бывшего министра обороны. Формально президент сказал, что теперь решение должно приниматься коллективно, коллегиально, и по сути дела снял с себя ответственность, что вызвало еще большие споры и недоумения, потому что как раз хотят, чтобы президент взял на себя ответственность за то, что сделал. Скорее всего, президенту грозит серьезный тюремный срок, как минимум, он будет арестован. И важно, в чем его будут обвинять. Если ему будет предъявлено просто стимулирование массовых беспорядков — это будет долгосрочный тюремный срок. Тем не менее, если каким-то образом южнокорейские власти сумеют обвинить президента в государственной измене, то речь может зайти, как минимум, о пожизненном заключении. Это, пожалуй, самый серьезный кризис, который происходил с 1987 года, и этот кризис, как многие внутри Южной Кореи сообщают, мог привести к военным столкновениям с Северной Кореей, потому что формально военное положение было объявлено под лозунгом того, что в парламенте засели сторонники северокорейского режима, и именно против них и надо было объявлять это военное положение. Поэтому не исключено, что северокорейские войска должны были быть приведены в боевую готовность, ну и дело могло дойти до реальных столкновений, чего, конечно, никто не хотел. Точно также мы увидели и резкое обрушение северокорейской экономики, например, вона резко упала, потом она правда стабилизировалась, и все это ударило в целом по социально-экономической ситуации. Формально сегодня перед парламентом до сих пор собираются группы людей, требуют отставки и полного ареста президента. Бывший министр обороны сам пришел в органы полиции и сдался, и принял на себя полную ответственность за то, что было объявлено военное положение. В любом случае в ближайшее время мы, скорее всего, увидим полную смену президентской команды и самого президента. На следующий год, скорее всего,,, будут объявлены выборы, и это будет преодоление кризиса власти. Но надо понимать, что, казалось бы, в такой вполне стабильной стране, как Южная Корея, с высокоразвитой экономикой, с высокоразвитыми технологиями, могут происходить и такие эксцессы, и РФ тоже надо учитывать это в планировании внешней политики».
Мнение к материалу от 3 декабря 2024 года:
«Правительство Южной Кореи отменило военное положение» «Произошедшее — не совсем неожиданно, потому что еще в сентябре обсуждался вопрос о возможности введения такого положения, но никто до конца в такое решение не верил. Постоянно возникали проблемы между президентом Юн Сок Елем и оппозицией, которую контролирует парламент, и его в прямом смысле оскорбляли — например, во время визита в парламент многие депутаты просто отказались пожимать ему руку. Его обвиняли в злоупотреблении властью, и вообще, парламент, конечно, был готов объявить импичмент. Но до последнего момента не было понятно, под каким соусом может быть объявлено военное положение, и самое главное — многим заявлениям просто не верили, заявлениям о том, что парламент наполнен сторонниками Северной Кореи, Юн Сок Ель заявлял о том, что повсеместно засилье анти-национальной силы. И Южная Корея, которая с 1987 года практически не знала никаких серьезных оппозиционных настроений, военного положения, в общем, сегодня находится, конечно, в кризисной ситуации. Сейчас уже нынешнему руководству Южной Кореи придется идти до конца, потому что это закончится уже не импичментом, а, возможно, уголовным сроком».
Мнение к материалу от 24 ноября 2024 года:
«На COP-29 решили выделять финпомощь бедным странам на борьбу с потеплением» «Сегодня Китай внутри страны и снаружи довольно активно поддерживает экологическую повестку. Более того — экологическая повестка является одним из приоритетов национальной политики Китая в ближайшие годы. Здесь Китай как минимум тратит до 4% ВВП на улучшение экологии внутри Китая, в том числе средства идут на борьбу с засушливыми землями, с обеспечением экологической безопасности производства, перевозок — но одновременно Китай пытается и сгладить очень большую критику, которая когда-то ложилась на Китай. Еще несколько лет назад многие обвиняли Пекин, что он загрязняет так или иначе близлежащие пространства, в том числе и акваторию океана. Сегодня, конечно, Китай заметно изменился, и готов присоединяться к экологической повестке весьма и весьма активно. Китай в течение последних пяти лет, по различным данным, вложил несколько миллиардов долларов в различные экологические программы, прежде всего для развивающихся стран. То есть Китай считает, что его функция уже реализуется. Поэтому Китай вряд ли сейчас хочет вкладывать еще, причем в ту ситуацию, которую он не контролирует. Тем не менее я предполагаю, что после переговоров с США Китай поддержит инициативу, в том числе и Бакинского саммита. Потому что для Китая, если брать по 300 млрд долларов в год, то очевидно, что Китаю будет доставаться как минимум 1/10 — это очень серьезное вложение, и здесь Китай постарается вкладывать как минимум на том же уровне, что и США, либо предложить свою повестку. Мне представляется, что Китай все-таки пойдет на это, но после урегулирования целого ряда аспектов взаимодействия с США и с другими странами. Китай считает, что те инициативы, которые он предлагает, вполне достаточны, более того — многие программы работают, и Китай в том числе участвует в соглашении по климату, соглашении по рациональному использованию ресурсов океана — то есть многие страны уже привязаны к Китаю. Поэтому говорить о том, что Китай по каким-то причинам будет участвовать еще в одной инициативе, вряд ли приходится».
Мнение к материалу от 22 августа 2024 года:
«Россия и Китай договорились обеспечивать устойчивую работу каналов расчетов» «Во-первых, нигде не поставлены сроки, когда и как это можно сделать. И, в общем, неоднократно уже это обсуждалось, и я помню, что первое обсуждение о расширенном допуске российских и китайских банков на рынки друг друга было как минимум десять лет назад, но с той поры мы имеем те же самые проблемы. И, во-вторых, корреспондентские счета формально опять-таки не запрещено открывать. То есть то, что подчеркивается в совместном коммюнике, в реальности есть и в китайском законодательстве, это всего лишь констатация того, что разрешено делать в Китае. Но мы видим, что пока никаких серьезных подвижек нет».
Мнение к материалу от 22 августа 2024 года:
«Рубль укрепился к юаню по результатам встречи глав правительств России и Китая»«На самом деле это то, чего добивались российские банки в течение последних лет, это открытие филиалов российских банков в Китае и расширенного числа корреспондентских счетов. Формально это не запрещено и китайское законодательство позволяет открывать такие учреждения, но, например, многие попытки ведущих российских банков подать заявления даже после переговоров с китайским регулятором заканчивались ничем. Скажу честно, очень многие российские банки просто были, мягко говоря, торпедированы на китайском рынке, особенно в последний год, и, загружая документы в специальную онлайновую систему, они не получали никакого ответа. И у многих сложилось впечатление, что Китай намеренно не хочет работать с российскими банками в области открытия филиалов. Здесь есть некоторая тонкость, потому что, когда мы говорим о филиалах российских банков в Китае, мы должны понимать, что это, грубо говоря, внутреннее название, в то время как в реальности должно открываться китайское юридическое лицо и работать в рамках китайской налоговой системы. И сегодня у нас существует только, по сути дела, один подобный банк — это «ВТБ Шанхай», в то время как, например, возможности расширить его деятельность на Пекин, на другие города, то есть открыть еще подразделения, пока не увенчались успехом. Теоретически это все должно полностью купировать все проблемы на финансовом банковском рынке. Но надо сделать несколько оговорок. Во-первых, нигде не поставлены сроки, когда и как это можно сделать. И, в общем, неоднократно уже это обсуждалось, и я помню, что первое обсуждение о расширенном допуске российских и китайских банков на рынки друг друга было как минимум десять лет назад, но с той поры мы имеем те же самые проблемы. И, во-вторых, корреспондентские счета формально опять-таки не запрещено открывать. То есть то, что подчеркивается в совместном коммюнике, в реальности есть и в китайском законодательстве, это всего лишь констатация того, что разрешено делать в Китае. Но мы видим, что пока никаких серьезных подвижек нет. Если же не надо читать между строк, то есть Китай сейчас будет открывать подобные подразделения или подобные корреспондентские счета, тогда будем считать, что весь банковско-финансовый кризис на российском рынке преодолен».