Срок замены 64 тысяч устаревших лифтов отложили на пять лет
Лента новостей
Специалисты подчеркивают, что большинство подлежащих замене лифтов соответствуют требованиям безопасности и устарели скорее с точки зрения удобства использования. Однако часть из них действительно пришла в техническую негодность и требует немедленной замены
Обновлено в 16:27
В России официально отложили на пять лет дату замены 64 тысяч устаревших лифтов, это 11% из всех лифтов, установленных в многоквартирных домах по всей стране. Такое решение принял совет Евразийской экономической комиссии, сообщили в Минстрое.
Изначально все отслужившие четверть века лифты должны были заменить до 15 февраля этого года, но теперь срок продлили до 15 февраля 2030 года. Эксперты объясняют, что это не критично.
Большинство лифтов «под замену» — безопасные, ими можно пользоваться, просто они не соответствуют новым строгим требованиям техрегламента — например, должен быть широкий дверной проем, чтобы в лифт могла въехать детская или инвалидная коляска.
Говорит первый вице-президент Национального лифтового союза Алексей Захаров:
Алексей Захаров первый вице-президент Национального лифтового союза «Здесь в большей степени усугубляет ситуацию то, что проблема и так была достаточно большой, мы о ней знали уже давно, с введением технического регламента 2013 года. Тут хотелось бы подчеркнуть, что все эти действия комиссии направлены на то, чтобы не продлевать срок службы лифта, а продлевать срок приведения лифта в соответствие с требованием технического регламента. Дело в том, что технический регламент в 2013 году установил достаточно новый качественный уровень безопасности для лифтов, до этого лифты тоже, естественно, выпускались по ГОСТам, по определенным требованиям, которые обеспечивали уровень безопасности. Техника не стоит на месте, и старые модели лифтов, которые до этого уже были введены в эксплуатацию, стали не соответствовать этим новым требованиям. При этом, конечно, их можно пользовать, они безопасны, и, соответственно, тут криминала и нарушения нет. Подавляющее большинство лифтов российского производства тоже были изготовлены по правилам до 2013 года, практически невозможно привести к требованиям технического регламента, именно поэтому выход из этой ситуации — это замена лифта полностью. Поскольку мы говорим о существенной цифре, и если эти лифты, которые уже отработали, эта цифра называется уже порядка 70 тысяч, то если брать общую цифру, то она уже переваливает за 100 тысяч. Если не ошибаюсь, Ростехнадзор называл цифру около 117, по-моему, тысяч единиц, которые к 2030 году в совокупности должны быть заменены. А вот лифты, которые вырабатывают свой срок уже после 25 февраля, их нужно прямо в режиме нон-стопа менять в течение года, когда у них срок выходит, то есть их надо срочно вносить в планы региональных программ замены лифта. Главный источник финансирования, конечно, это жители, взносы, и профессиональное сообщество выходило много раз с предложениями к государству помочь, потому что, по нашим расчетам, взносов не хватит. Насколько я знаю, сейчас есть несколько программ — это ускоренные замены, когда можно лифты уже поменять, то есть выполнить требования сроков и расплачиваться несколько позже. Депутаты работают над вопросом того, чтобы внедрить механизмы софинансирования».
Проблема нехватки лифтов в России еще и в том, что инвестиций именно в производство мало. Китай может помочь, но формировать ремонтную базу лифтов все равно нужно будет самим, говорит главный редактор федерального информационного агентства «Строительство» Александр Гусев:
Александр Гусев главный редактор федерального информационного агентства «Строительство»«В связи с тем, что ушли иностранные компании, которые у нас работали, нам некоторые из них оставили производства, в частности, в Питере завод «Метеор», который совместно с китайцами на базе бывшего старого завода построен. Но они, естественно, не могут обеспечить ни по скорости, ни по объему лифтового хозяйства всего в России. Естественно, никакой у нас Могилевский завод не спасет из Белоруссии, небольшие производства в Сибири есть. Щербинский тоже не спасет, Карачаровский — у них не хватает инвестиций для того, чтобы расширяться. Такой бизнес с отложенным большим эффектом. Лифт, он же один, сколько нужно сделать для того, чтобы вернуть эти кредиты, поэтому инвестиций в это производство достаточно мало, в том числе наше, российское. Теперь принято решение поподробнее, посерьезнее посмотреть, насколько лифты выдержат, если их промониторить, то есть техническую экспертизу провести, добавить какие-то запасные части и запустить их еще лет на пять — как минимум для того, чтобы постараться за эти годы наверстать те объемы, которые необходимы для замены лифтов. На Китай тут надежда есть, конечно, некоторым образом, но они не формируют никакую ремонтную базу. Это все должны формировать мы — и складскую программу, и так далее, поэтому с ними тяжеловато. В первую очередь, конечно, будут обеспечивать новыми запчастями это лифты в объектах социального назначения, это, естественно, поликлиники, школы, институты. Это как в автомобиле: гарантия на 150 тысяч километров, а пройдет 250 тысяч. А может быть, и 400 тысяч, в зависимости от того, как за ним будут ухаживать и как эксплуатировать. И поэтому здесь решили это дело узаконить просто-напросто, чтобы каждый не гадал — давайте понизим требования для того, чтобы легче было ремонтировать. Всегда остается шанс, что где-то что-то недоглядел, и последствия могут быть самые трагические. Все зависит от того, кто будет наши эти лифты обслуживать, как они будут это делать».
Ранее сообщалось, что, по разным подсчетам, на обновление всех устаревших лифтов в стране нужно более 200 млрд рублей.
Эксперты согласны с тем, что взносов жителей с капремонта не хватает, поэтому обсуждаются разные методы финансирования, включая проект по замене лифта в рассрочку.