16+
Суббота, 28 декабря 2024
  • BRENT $ 74.00 / ₽ 7439
  • RTS864.09
27 декабря 2024, 15:13 Политика

Росавиация о катастрофе самолета Embraer: «Много обстоятельств, которые необходимо совместно расследовать»

Лента новостей

В Кремле ситуацию с самолетом не комментируют, пока идет расследование. За последние несколько дней некоторые иностранные авиакомпании частично отказались от полетов в Россию, а в аэропортах вводят план «Ковер»

Фото: Азамат Сарсенбаев/ЕРА/ТАСС

Обновлено в 21:55

Авиационные власти Азербайджана приняли решение о приостановке полетов всех авиакомпаний из Баку в десять городов России. Об этом сообщили в авиакомпании Azerbaijan Airlines (AZAL).

Сама Azerbaijan Airlines ранее заявила о приостановке полетов в десять городов России — Сочи, Волгоград, Уфу, Самару, Грозный, Минводы и Махачкалу, Владикавказ, Нижний Новгород и Саратов. Полеты в Москву, Петербург, Казань, Астрахань, Новосибирск и Екатеринбург продолжатся.

Борт компании AZAL Embraer 25 декабря потерпел крушение у казахстанского Актау. Компания заявила о «физическом и техническом внешнем воздействии» на самолет — это предварительные результаты ее расследования.

Росавиация высказалась по поводу катастрофы самолета Embraer в районе Актау. С заявлением выступил руководитель ведомства Дмитрий Ядров. По его словам, обстановка в районе аэропорта «Грозный» была очень сложной. А командир воздушного судна принял решение лететь в Казахстан самостоятельно.

«В связи с крушением самолета Embraer близ Актау российская сторона немедленно сообщила казахским и азербайджанским коллегам о своей полной и всеобъемлющей готовности к сотрудничеству по расследованию этой трагедии. Необходимо тщательно и полностью выверить все обстоятельства случившегося. Отмечу, что обстановка в этот день и в эти часы в районе аэропорта «Грозный» была весьма сложной. Украинские боевые беспилотники в это время предпринимали террористические атаки на гражданскую инфраструктуру в городах Грозный и Владикавказ. В связи с этим в районе аэропорта «Грозный» вводился режим «Ковер», предусматривающий немедленный уход всех воздушных судов из указанного пространства. Командиру предлагались другие аэропорты, он принял решение следовать в аэропорт «Актау». Много разных обстоятельств, которые необходимо совместно расследовать. К этой работе в сотрудничестве с коллегами мы полностью готовы».

В Кремле не комментируют ситуацию с самолетом Azerbaijan Airlines, пока идет расследование. Об этом заявил пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков, отвечая на вопрос журналистов о том, видели ли в Кремле требования азербайджанского депутата извиниться за попадание средств ПВО по самолету Embraer.

«Да, видели, но до выводов, которые будут сделаны по результатам расследования, мы не считаем себя вправе давать какие-то оценки», — отметил Песков.

В последние дни сразу несколько иностранных авиакомпаний частично отказались от полетов в Россию. Также в разных аэропортах регулярно вводится план «Ковер».

План «Ковер» означает, что все самолеты в районе аэропорта должны немедленно сесть, но пилоту Embraer это не удалось из-за сильного тумана, поясняет летчик первого класса Андрей Литвинов:

— Да осталось столько же, сколько до Баку. Но до Баку чтобы лететь, надо пролетать Каспийск, Дербент — то есть города, горы, то есть лететь над горной местностью. Поэтому лучше сесть в пустыне где-нибудь, в степи, а «Актау» — это аэропорт-степь, поэтому он принимает решение лететь в «Актау», это уже самое последнее его решение, и совершенно грамотное.

— Еще хотелось бы уточнить, а как вообще пилоты узнают о введении плана «Ковер»?

— Это команда диспетчера, когда объявляется режим «Ковер». То есть это наоборот, это все самолеты, которые находятся в зоне этого диспетчера, должны произвести посадку на этот аэродром.

— А как же, если как раз-таки это потенциально опасная зона, в которой может всякое произойти?

— Тогда «Ковер» не объявляется. Я вам говорю, как по документам. Тогда просто индивидуально разводят самолеты по разным курсам, кого-то в зону ожидания, кого-то на внеочередную посадку, кого-то на запасной аэродром. Это не «Ковер».

— Скажите, туман какую все-таки роль мог сыграть?

— Он не попал на полосу, стал уходить на второй круг. Потом опять заходит, опять не попал. И принял решение уходить на запасной.

В пятницу казахстанская Qazaq Air заявила о приостановке полетов в Россию по маршруту Астана — Екатеринбург из соображений безопасности. Рейсов не будет до 27 января, когда будет проведена повторная оценка рисков, заявили в компании. Полеты в Омск и Новосибирск продолжатся. Ранее о временном прекращении полетов в Москву, на неделю, объявила израильская El Al, а также Flydubai.

Сегодня, 27 декабря, рейс Azerbaijan Airlines из Баку в Минводы вернулся в аэропорт вылета из-за закрытия воздушного пространства над Махачкалой. Росавиация сообщила, что утром план «Ковер» вводился в аэропортах Махачкалы, Владикавказа и Грозного. Сейчас ограничения сняты. Ограничения также вводились в аэропортах Сочи, Казани, Астрахани и Волгограда.

Будет ли расширяться перечень городов и компаний, приостановивших полеты в Россию, пока непонятно. Но вот что важно знать тем, кто собирался пользоваться услугами перевозчиков, которые уже приняли соответствующее решение, говорит вице-президент Российского союза туриндустрии Дмитрий Горин:

Дмитрий ГоринДмитрий Горин вице-президент Российского союза туриндустрии, председатель совета директоров холдинга «Випсервис» «В текущей ситуации мы рекомендуем уточнять полетные программы перевозчиков напрямую у авиакомпаний или у туроператоров, которые оформляли путешествия. Конечно, информация постоянно меняется, и в любом случае, в случае отмены рейсов у пассажиров всегда есть право полного возврата без штрафных санкций. Другой вопрос, что сейчас, с учетом высокого туристического сезона, новогодних полетов, найти альтернативу оперативно будет непросто. И в этой ситуации альтернативная авиакомпания, альтернативный перелет может стоить существенно дороже, чем ранее приобретенный авиабилет. В этой ситуации нужно, конечно, учитывать обязательно в том числе не только информацию, но и правила авиакомпании».

Каждая авиакомпания сейчас действует исходя из расчета своих рисков, говорит гендиректор консалтинговой компании Friendly Avia Support Александр Ланецкий:

— С одной стороны, каждая авиакомпания сама оценивает свои действия, особенно в условиях, которые сложились сейчас. Росавиация не дает рекомендаций по рискам в разные аэропорты. Мы можем на примере Qazaq Air увидеть, что они летают в европейскую часть только в Екатеринбург, все остальные летают далеко за Уралом. Пока туда украинские дроны не долетали, там пока в аэропортах не было тревог, а так каждая авиакомпания, особенно европейские, исходит из своей сетки полетов. Не секрет, что совсем недавно были удары по Казани, если объявляется тревога, сразу объявляется «Ковер». Это ситуация, когда все самолеты стоят на земле или, если они идут на посадку, должны максимально быстро приземлиться, а если они находятся в воздушном пространстве, занять максимально возможную высоту и максимально быстро покинуть это воздушное пространство. За безопасность полетов отвечают комплексно наземная служба, авиационные власти и авиакомпании — командир воздушного судна. Если он понимает, как сегодняшний случай, что командир воздушного судна Azerbaijan Airlines летел в Минводы, ему сообщили, что там воздушная тревога, он на Махачкалу развернул самолет и вернулся в Баку.

— Завтра другие авиакомпании могут присоединиться к этим запретам, это все происходит перед Новым годом, люди едут друг к другу, много транзитных перелетов.

— Зависит от двух моментов: закроют ли полеты иностранные лидеры — турецкие, эмиратские. Они из иностранных компаний в первую очередь обеспечивают значимый поток, причем быстрее всего он к двузначной цифре — 10-15%, а для некоторых городов и значительно больше. И второе — как будут реагировать российские компании, подозреваю, что они продолжат рейсы.

Главный редактор портала FrequentFlyers.ru Илья Шатилин опасается, что список авиакомпаний, временно прекративших полеты в ряд российских городов, может пополниться новыми именами:

Илья ШатилинИлья Шатилин авиаэксперт, главный редактор портала FrequentFlyers.ru «Я подозреваю, что, к сожалению, список этот может расширяться, потому что эти авиакомпании не просто так решили — а давайте мы на всякий случай перестанем лететь. Скорее всего, здесь уши растут еще и от страховых компаний, которые могут либо изменить условия страховых полисов, либо, например, пересмотреть их в месяце, условно говоря, как-то заявить, допустим, что в связи с изменившимися обстоятельствами ваш полис не действует больше для полетов над Россией. Без страховки мало кто захочет летать, потому что в случае утраты борта никто его не компенсирует, суммы там будут достаточно большими, десятки миллионов долларов, так что никто рисковать не будет, конечно же, и, скорее всего, здесь будет именно вопрос со страховщиками».

Накануне план «Ковер» вводился в трех аэропортах Москвы, а также в воздушной гавани Калуги. Ограничения довольно быстро были сняты.

Самолет москвички Алисы накануне больше часа кружил над аэропортом «Шереметьево», ожидая посадки:

«Я летела вчера вечером из Сочи в Москву. Сначала самолет начал движение, затем остановился, нам объявили о том, что в связи с положением в аэропорту «Шереметьево» мы сейчас возвращаемся на место стоянки. Затем довольно быстро объявили, что рейс будет задержан на полчаса, ждем дополнительную информацию, и через полчаса мы вылетели, больше ничего не объявляли, самолет начал движение, полетел. И уже по прибытии, с момента объявления о том, что самолет готовится к посадке, до самой посадки, прошло больше часа. В какой-то момент объявили, что у аэропорта высокая загруженность и в связи с этим мы ждем разрешения на посадку, мы уже на месте кружили, и когда довольно долго уже кружили, объявили, что ожидаем разрешения. Дальше покружили еще и приземлились. Формулировка была именно высокая загруженность аэропорта, насколько я помню, то есть было объявлено о том, что в связи с высокой загрузкой мы ожидаем разрешения на посадку».

Регулярные приостановки работы аэропортов происходили и в конце 2023 года. Перед новогодними праздниками, в самый загруженный сезон, ВСУ запускали беспилотники, пытаясь нарушить гражданское авиасообщение. Аэропорты быстро приспособились к такой работе — план «Ковер» вводился и снимался оперативно, задержки рейсов обычно не превышали два-три часа.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию