Искусство как новый бизнес-инструмент
Лента новостей
Зачем девелоперы инвестируют в паблик-арт?
Еще 10-15 лет назад современное искусство редко присутствовало в деловых пространствах. Время от времени владельцы компаний выставляли в офисах фрагменты своих личных или корпоративных коллекций, а иногда вход или холл штаб-квартиры украшала скульптура, ассоциирующаяся с деятельностью компании. Прямую связь между искусством и бизнесом ощущали немногие.
Сегодня ситуация изменилась кардинально. Все чаще крупные коммерческие компании поддерживают выставки, вступают в коллаборации с известными художниками или создают совместно с ними арт-объекты.
Гюльнара Агамова генеральный директор Агентства креативных индустрий Москвы при правительстве Москвы «Еще пару лет назад нам приходилось объяснять крупному бизнесу, для чего ему нужно искусство. Мы рассказывали компаниям о том, как сотрудничество с арт-индустрией помогает бренду, как с помощью арта привлечь новую аудиторию и в конечном итоге увеличить прибыль. Прошло совсем немного времени, и как все поменялось! Вижу на рынке все больше коллабораций с художниками, а партнеры уже теперь сами приходят к нам и говорят, что хотят сделать проект в сфере искусства».
Объекты паблик-арта — это новые «магниты», привлекающие туристов и открывающие дополнительные перспективы для малого и среднего бизнеса. Это важная составляющая красивой и безопасной городской среды — ведь благодаря появлению арт-объектов, как правило, начинает развиваться вся окружающая территория. Современный бизнес активно интегрирует искусство в свои локации, создавая уникальные городские пространства.
Девелоперы жилого сегмента признают, что паблик-арт не просто позволяет выделить проект из длинной череды конкурентов, но и отвечает на запрос покупателей.
«Результаты исследования среди потребителей показали, что абсолютное большинство (88%) положительно относятся к арт-объектам. По мнению респондентов, художественные инсталляции часто становятся визитной карточкой ЖК, центром социальной жизни квартала, а иногда даже выступают в качестве символа той или иной части города. Многие опрошенные (61%) также отметили, что при выборе квартиры они обращают внимание в том числе на наличие арт-объектов рядом с домом», — отмечают в ГК «Самолет».
К офисным зданиям, торговым центрам, жилым комплексам современный столичный житель предъявляет высокие требования, которые выходят за рамки функционального пространства. Офис — уже не просто место работы, а часть городского пространства, которое должно быть эстетичным, в том числе благодаря произведениям искусства. И в торговые центры люди теперь ездят не столько за покупками, сколько за впечатлениями, поэтому художники, дизайнеры, скульпторы — частые участники разработки ТЦ-концепций.
Гюльнара Агамова
«Люди смотрят не только на то, как будет выглядеть их будущая квартира или офис, но и на благоустройство окружающего района, им хочется видеть вокруг себя пространство, наполненное смыслом: зеленые насаждения, арт-объекты, удобную инфраструктуру. Для выполнения этих задач девелоперы обращаются к участникам «Арт-фабрики» — нашего проекта по преобразованию городской среды. Это открытый конкурс среди художников, дизайнеров, коммуникационных агентств и творческих объединений. Компании сами дают технические задания и предлагают возможные пространства для арт-объектов. В результате в городе появляются новые арт-объекты, украшающие общественные пространства».
Организовать взаимодействие бизнеса и художников таким образом, чтобы они могли эффективно сотрудничать и добиваться общих целей, позволяет проект «Арт-фабрика», который с 2023 года проводит столичное Агентство креативных индустрий (АКИ). Участниками «Арт-фабрики» (на данный момент прошло уже три потока — два в 2024 году и один в 2023 году) выступают, с одной стороны, представители крупного бизнеса, а с другой — художники и дизайнеры. Первые формируют свой запрос на нестандартные арт-решения для жилых комплексов, коммерческих объектов, отелей, вторые предлагают варианты (арт-объекты, скульптуры, муралы и так далее), из которых заказчик вправе выбрать победителя.
Вместе они нацелены на создание интересных городских пространств. Так, среди победителей осеннего конкурса — Сергей Дорохов и Николай Прокофьев, разработавшие проект арт-объекта Flowers of the future для жилого экоквартала. Инсталляция авторов основана на образе полевых цветов и соединяет эстетику техногенного и природного.
Арт-группа Panterra (Кира Борисова, Виктория Строй, Павел Недостоев) одержала победу сразу по двум заявкам. Команда предложила проект арт-объекта для территории гостиничного комплекса Konakovo River Club: Florpass — завораживающий художественный объект, вдохновленный произведениями фантастов Айзека Азимова и Роберта Шекли.
Другой проект — скульптура «Маятник» для компании Stenoy. По задумке художников, водная чаша должна дополнить экстерьер жилого комплекса, символизируя собой ритм жизни, равновесия и движения времени.
Еще один победитель — звуковой художник Юлия Гоголева — создаст для девелопера «Брусника» акустическую инсталляцию, напоминающую о взаимосвязи и «отражении» друг в друге голосов, мыслей и эмоций каждого из нас. И эти примеры — только начало списка произведений современных художников, которые могут в скором времени украсить Москву.
«Арт-фабрика» нацелена на переосмысление городской среды через внедрение паблик-арта в общественные пространства и по сути своей уже стала точкой соединения бизнеса с искусством: застройщики, владельцы отелей, торговых центров и другие организации формируют свои запросы на разработку нестандартных арт-решений, а художники, дизайнеры, архитекторы предлагают концепции. В зависимости от задачи это могут быть скульптуры, муралы, ленд-арт и прочее. Такой формат получается удобным и выгодным обеим сторонам: для художников это возможность реализовать новые идеи и выйти на крупных заказчиков, а для партнеров проекта — повысить интерес к их продуктам благодаря креативным решениям.