Издательство «Просвещение» выпустило учебник по искусственному интеллекту
Лента новостей
Учебное пособие предназначено для школьников 5-9-х классов и пока не относится ни к какому школьному предмету. Предполагается, что курс будет факультативным и будет объяснять, что такое ИИ, с мировоззренческих позиций, сообщил «Бизнес FM» соавтор и титульный редактор издания
Для школьников 5-9-х классов издали учебник по искусственному интеллекту. Такого предмета в программе не появится, пособие пока будет факультативным. Главная его цель — разъяснить, как будет использоваться ИИ, в каких сферах он уже применяется и почему искусственный интеллект не угроза, а полезный инструмент.
Учебник готовила большая группа специалистов, собранная Альянсом в сфере искусственного интеллекта. В авторском коллективе более 30 ведущих российских разработчиков технологий искусственного интеллекта.
«Бизнес FM» поговорила с соавтором и титульным редактором издания, руководителем Центра прототипирования и организации технологического сопровождения издательства «Просвещение» Алексеем Павловым:
— Для какого школьного предмета будет это пособие?
— Сложный вопрос, мы сами в какой-то мере им задаемся. Скорее всего, это будет действительно на усмотрение школы. Это может преподавать не только учитель информатики или математики, может преподавать любой интересующийся учитель, даже русского языка. Эти пособия — это не информатика, это такое несколько мировоззренческое, что ли. Мы рассказываем, что такое ИИ, не с точки зрения математики, не с точки зрения программирования, этого совсем чуть-чуть.
— Они конкретно учат, как работать с нейросетями, или раскрывают что-то большее?
— Они делают и то и другое. У нас вообще главный тезис, что ИИ — это не самостоятельная сущность, а именно технология, инструмент, который не за тебя будет делать домашнее задание, а поможет тебе сделать домашнее задание. Мы говорим о том, что это может использоваться для мошенничества, допустим. Также мы говорим, что, если ты написал сочинение с помощью ИИ и выдал за свое, — это тоже в какой-то степени мошенничество.
— В пособии представлены практические задания и цифровое дополнение. Что это под собой подразумевает?
— Мотивационные видеоролики, причем часть этих видеороликов тоже сделана с помощью нейросетей, и мы об этом честно пишем.
— Существуют ли сейчас какие-то зарубежные, может быть, аналоги?
— По крайней мере, на момент, когда мы начинали это делать, меньше чем год назад, был только один учебник в Китае. Мы хотели именно сформировать определенное мировоззрение у учеников, но я думаю, что таких учебников в мире вообще нет. Чаще всего, когда говорят про искусственный интеллект, то сразу думают об информатике и математике. О программировании там один небольшой раздел. То есть мы развенчиваем мифы о том, что он захватит мир — искусственный интеллект, что ИИ отнимет работу, что ИИ умнее человека.
— То есть, грубо говоря, как калькулятор не искоренил математиков, так и ИИ людей не искоренит.
— Ну да, и люди должны знать. ИИ, скорее всего, будет определять будущее образования, все уже давно пользуются ИИ, и пользуются много лет на самом деле.
Эксперты из разных областей уже давно предупреждают об угрозах, исходящих от искусственного интеллекта. Среди прочего они могут привести к распространению дезинформации и даже к дестабилизации экономических или финансовых систем. Снижение таких рисков должно стать глобальной приоритетной задачей, заявляли ведущие эксперты по искусственному интеллекту еще в прошлом году.