Что, кроме «Орешника», обсуждал СПЧ?
Президент провел ежегодную встречу с СПЧ
Лента новостей
Итоги года правозащитники подвели без острых вопросов президенту. Ева Меркачева высказала желание расширить применение в России суда присяжных, чтобы выносилось больше оправдательных приговоров, на что президент ответил, что Россия и без того ведет политику повышения гуманности правосудия
Обновлено в 12:30
Прошедшая ежегодная встреча президента с Советом по правам человека в этот раз не транслировалась. Был обнародован только видеофрагмент заявления Владимира Путина про ядерную доктрину. Но поздно вечером Кремль опубликовал стенограмму заседания.
Глава СПЧ Валерий Фадеев поднял две проблемы: мигранты привозят в Россию свои семьи, а школьники не знают литературы и географии, потому что для многих это непрофильные предметы на ЕГЭ. Фадеев предложил ввести для таких дисциплин итоговый средний балл, который тоже будет учитываться при поступлении. А мигрантов глава СПЧ предложил нанимать вахтовым методом: приехал, отработал контракт, уехал. В вопросе образования Путин его поддержал, предложения по миграционной политике проигнорировал.
Относительно острыми были вопросы журналистки Евы Меркачевой. Она предложила расширить применение в России суда присяжных. По ее словам, сейчас доля оправдательных приговоров в России около 0,1%, в то время как суды присяжных оправдывают в 25% случаев. Чтобы повысить престиж работы присяжного, Меркачева предложила повысить оплату их труда: сейчас она составляет около 1000 рублей в сутки. «День содержания человека в колонии обходится в два-три раза больше», — сказала Меркачева. Суд присяжных, по ее словам, помог бы людям избежать сурового наказания в случае оговора или в делах о некорректных высказываниях. В пример она привела случай, где женщина написала нецензурное СМС-сообщение бывшей жене своего мужа, которое прочитал ребенок, и получила за это шесть лет тюрьмы.
Итоги заседания комментирует член СПЧ, обозреватель газеты «Московский комсомолец» Ева Меркачева.
Ева Меркачева член СПЧ, обозреватель газеты «Московский комсомолец»«У меня сложилось впечатление, что в условиях нынешней ситуации все было достаточно гармонично, потому что вопросы, которые поднимались, касались разных сфер: это и образование, это медицина, это бездомные, это заключенные. То есть на самом деле понятно, что в этих реалиях большое внимание глава государства уделяет СВО и помощи людям, которые находятся в этой зоне, но не были забыты ни проблемы с образованием — по крайней мере, вопросы поднимались на эту тему, про мигрантов говорили отдельно. Мы не знаем, как в итоге будут проблему решать с теми детьми мигрантов, которые не разговаривают по-русски, но их приводят в первый класс. По крайней мере, проблема озвучена, и, может быть, действительно появятся эти центры, может быть, даже при обычных школах, где будут готовить отдельно этих ребят для того, чтобы они обучились русскому и пришли уже в первый класс со знанием русского языка. Вообще эффективность встречи как раз измеряют количеством поручений. В разные годы бывало по-разному, но все, конечно, зависело напрямую от тем. Поэтому будем надеяться, что будет много поручений».
В ответ президент отметил, что Россия и без того ведет политику повышения гуманности правосудия. Так, в условиях СВО в стране не введена смертная казнь, хотя «значительное число граждан все время поднимают этот вопрос». Кроме того, в нынешних реалиях в некоторых регионах и территориях «присяжным вообще будет сложно принимать справедливые решения — даже профессиональным судьям не всегда легко это делать». Из-за этого иногда даже приходится переносить рассмотрение судебных заседаний в другие регионы, отметил президент.
Последней выступила главред агентства «Регнум» Марина Ахмедова, которая не так давно в Совете по правам человека. Она долго говорила о героизме жителей приграничья и участников военной операции на Украине. Как она сама подчеркнула, это был не вопрос, а просто попытка выразить поддержку политике президента. По ее словам, «когда вы противостоите агрессивным странам или ужесточаете ядерную доктрину, нам, конечно, немного страшно, но мы тоже в этом не пассивные наблюдатели». Именно на эту фразу Путин и ответил ей словами про «Орешник».
По словам Путина, России нужно совершенствовать не ядерную доктрину, а ракетную систему «Орешник». «Мы не ужесточаем ядерную доктрину — мы ее совершенствуем. А так по большому счету нам теперь нужно не ядерную доктрину совершенствовать, а «Орешник», потому что, если разобраться, достаточное количество этих современных систем оружия ставит практически на грань отсутствие необходимости применения ядерного оружия. Поэтому мы ведем себя достаточно аккуратно по всем направлениям, я бы сказал, даже сдержанно, но там, где нужно, проявляем необходимую волю», — подчеркнул российский лидер.
Буквально неделю назад президент подписал указ о смене состава Совета по правам человека. В него вошли ректор ВШЭ Никита Анисимов, журналист и депутат Заксобрания Петербурга Александр Малькевич и новый глава Федерации независимых профсоюзов России Сергей Черногаев.