В России предлагают запретить монетизацию песен, созданных искусственным интеллектом
Лента новостей
Из-за подобных произведений, созданных ИИ с использованием манеры известных артистов, последние недополучают около 3,5 млрд рублей в год
Участники музыкального рынка предложили запретить монетизацию треков, созданных искусственным интеллектом. Из-за произведений ИИ, созданных с использованием образов артистов или известных песен, реальные музыканты и авторы недополучают до 3,5 млрд рублей.
Больной вопрос для индустрии — это каверы, созданные с применением ИИ. Это может быть известный еще с советских времен хит, переделанный с помощью ИИ, или современная песня. Такие треки легко вылетают в рекомендации на стриминговых платформах. При этом реальный правообладатель не получает ни рубля за использование его интеллектуальной собственности, говорит гендиректор Национальной федерации музыкальной индустрии Никита Данилов:
— Проблема становится очень актуальной, мы видим все большее и большее количество генеративного контента, который появляется в интернете и на стриминговых площадках. Например, с помощью ИИ создаются кавер-версии на популярные песни из детских мультфильмов — это, например, песенки крокодила Гены, которые были написаны композитором Шаинским, но подготовка таких каверов с помощью ИИ не была согласована с наследниками этого композитора, есть правообладатели. И количество уникальных прослушиваний автора генеративного контента составляет 550 тысяч слушателей в месяц только для этих детских песен. Тем самым реальные авторы, композиторы, правообладатели лишаются части денежных средств, которые могли бы получить в случае прослушивания оригинальных треков. По различным экспертным оценкам, если такая ситуация продолжится, то живые артисты, авторы, музыканты, композиторы, правообладатели уже к 2028 году будут терять более четверти своих доходов за счет того, что все больше и больше контента будет слушаться, который создан с помощью ИИ. Если говорить про каверы, которые синтезированы искусственным интеллектом, они довольно быстро разлетаются. Топ рекомендаций за счет того, что алгоритм [определяет] в этих песнях оригинальные слова, определенные биты, определенный темп, и довольно быстро такие песни попадают в топ рекомендаций, и все их слушают.
— Кто создает такие треки, кто с этого получает выгоду?
— Сейчас кто угодно может создать такие треки, есть специальные приложения, которые позволяют создавать генеративный контент. Это могут быть и любители, а могут быть и профессиональные создатели генеративного контента. Лейблы не создают генеративный контент, лейблы работают с живыми, настоящими артистами и музыкантами.
Искусственный интеллект — это лишь инструмент, программа. И действительно, если речь идет о переделке песни, закон тут на стороне автора.
С другой стороны, неправильно лишать охраны и монетизации трек, созданный с применением ИИ. Его применял конкретный человек. И лишать его вознаграждения — не совсем правильный подход, считает советник, руководитель практики интеллектуальной собственности юридической фирмы Verba Legal Алексей Дарков:
Алексей Дарков советник, руководитель практики интеллектуальной собственности юридической фирмы Verba Legal «Сейчас искусственным интеллектом можно создать музыку с нуля, то есть это будет некая композиция, которая сгенерирована на основе тех дат и сетов, которые использовались при обучении модели. Второй вариант, когда использование ИИ является инструментом обработки. Например, мы можем создавать каверы, пытаться подстроиться под голос того или иного артиста, либо, если это контент, связанный с видео, то использование образов или персонажей. Когда ИИ создает музыку с нуля, кажется, что здесь на самом деле других артистов и не сильно нарушаются права, в таком случае странно совсем не считать это охраняемым объектом. С другой стороны, есть второй момент, когда происходит использование либо образов, либо голоса, либо делается кавер, то есть проходит обработка. Сейчас законодательство предусматривает, что такого рода переработка, то есть создание производного произведения, требует разрешения правообладателя. Ссылка на то, что лишить прав такие объекты, наверное, тоже не совсем правильна в текущем регулировании, потому что они наделяются правами, эти объекты, они самостоятельные объекты, только они будут правомочны, если получено разрешение первоначального правообладателя. Скорее, здесь нужно смотреть в сторону того, как устроена сама система генерации, какое соглашение заключается с пользователем, который это делает».
Музыканты и владельцы лейблов считают проблемой треки, созданные искусственным интеллектом с нуля, без использования их оригинальных треков. По их мнению, искусственный интеллект учится на реальной музыке, на оригинальном контенте, правообладатели которого ничего за это не получают.