«Почта России» предложила изменить правила рынка доставки товаров из-за границы
Лента новостей
Госкомпания хочет ужесточить требования к операторам электронной торговли, которые доставляют посылки из зарубежных интернет-магазинов и занимаются их таможенным оформлением. Независимые службы доставки опасаются, что это приведет к очередям в отделениях почты и росту стоимости покупок для конечных потребителей
Согласно последним изменениям к Таможенному кодексу ЕАЭС, должен быть создан реестр операторов электронной торговли. Это организации, осуществляющие таможенное декларирование товаров, приобретенных в зарубежных интернет-магазинах. То есть когда китайский продавец отправляет российскому покупателю, допустим, телефон, то сам покупатель с таможней никаких дел не имеет. Все операции с таможней за него делает тот самый оператор электронной торговли, который, как правило, доставляет и сам товар.
«Почта России» предлагает установить для операторов электронной торговли повышенные требования. Например, чтобы уставный капитал был не меньше 100 млн рублей, а на лицевом счете был неснижаемый остаток авансовых платежей не менее 3 млн евро, сообщает РБК.
Многие службы доставки эти требования выполнить не смогут. Получается, что «Почта России» хочет изменить правила на этом рынке в свою пользу. Продолжает гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров:
Михаил Бурмистров генеральный директор «Infoline-аналитики» «Почта» предлагает в определенной степени ограничить конкуренцию на рынке таможенного оформления товаров, которые поставляются в Россию в рамках трансграничной торговли. «Почта» в такой ситуации сможет в определенной степени увеличить доходы, но я не говорил бы о том, что здесь [фигурируют] фантастические суммы. Я думаю, что речь сейчас идет о нескольких сотнях миллионов рублей. Это потенциально тот дополнительный кусок пирога, который, в случае если будет принято решение об ужесточении регулирования, мы можем увидеть».
Сейчас «Почта России» и независимые службы доставки оформляют на российской таможне примерно равное количество посылок из иностранных интернет-магазинов. Но если предложения почтового ведомства будут приняты, ситуация изменится. Продолжает исполнительный директор Ассоциации трансграничной электронной торговли и экспресс-доставки Галина Донцова:
Галина Донцова исполнительный директор Ассоциации трансграничной электронной торговли и экспресс-доставки «Сейчас декларируем одинаковый объем посылок: примерно по 70 млн штук в год декларируют операторы электронной торговли, которые действуют сейчас, частные компании-перевозчики — они включены в реестр, они прошли таможенную проверку, и столько же декларирует «Почта». Если отсечь всех перевозчиков и оставить одну «Почту», просто с объемами не справимся. Поток некому будет декларировать. Будут задержки, будут отказы, будут возвраты, и бюджет недополучит планируемую сумму таможенных платежей, которую уплачивают физические лица за свои посылки».
На практике это означает, что еще больше покупателей товаров на AliExpress пойдут за посылками на почту, многие отделения которой перегружены даже в Москве.
Кроме того, и сами покупки в зарубежных интернет-магазинах могут подорожать, считает президент Ассоциации транспортно-логистических и почтово-курьерских компаний России МАКС Александр Митюков:
Александр Митюков президент Ассоциации транспортно-логистических и почтово-курьерских компаний России МАКС «Предложение «Почты России» сужает окно входа, в особенности для компаний, которые занимаются трансграничной электронной торговлей в сегменте средних и малых предприятий. Получается, что останутся несколько крупных игроков и «Почта России». В случае этого сценария тем компаниям, которые уже работают на рынке и которые собираются на нем остаться, придется оптимизировать свои бизнес-процессы и прибегать к услугам посредников — к тем крупным операторам, которые будут в данном реестре. Поэтому это фактор повышения себестоимости услуги и в итоге повышение стоимости товаров для конечного потребителя».
«Почта России» уже не первый раз пытается добиться для себя особых условий. Так, в 2023 году она пыталась пролоббировать введение ежеквартального инфраструктурного платежа с маркетплейсов для решения своих финансовых проблем. Но в правительстве эту инициативу «Почты России» не поддержали.