Штраф по ставке 264% годовых: малый бизнес жалуется на неравные условия сотрудничества с госкомпаниями
Лента новостей
Небольшая компания выиграла конкурс на поставку оборудования для государственной компании. Из-за сложностей с трансграничными платежами поставка задержалась на месяц, и госкомпания взыскивает неустойку в размере 25% от стоимости контракта. Суды принимают сторону госкомпании, не соглашаясь считать случившееся форс-мажором
В редакцию Business FM обратился представитель одного из научно-технических центров, который рассказал, что заказчик в виде госкомпании наказал его малое предприятие на 25% от стоимости контракта за то, что компания не по своей вине просрочила поставку всего на месяц. И почти все суды эта небольшая компания уже проиграла.
В данном кейсе мы не будем упоминать названий заказчика и исполнителя. Но редакции они известны. Тут важнее суть. Есть небольшая компания, она выиграла конкурс на поставку оборудования для государственной компании. Условия контракта жесткие. Компания на свой страх и риск соглашается. Исполнитель должен поставить заказчику оборудование. Оно производится в России, но с использованием импортных комплектующих. Логистика нарушена, платежи зависают, проходят со сбоями и так далее. Как везде и у всех сейчас. Итог — задержка поставки на месяц. Но заказчику, со слов нашего собеседника, все это оборудование было нужно не срочно, оно закупалось на год вперед. И убытков заказчик по факту не понес никаких, утверждает обратившийся в редакцию Business FM предприниматель. Как минимум в судах этот вопрос даже не ставился. Везде — от первой инстанции до кассации — решение было одним и тем же: вы подписали контракт и нарушили его условия. Платите. Рассказывает управляющий партнер этого научно-технического центра:
«В данном конкретном случае суды по умолчанию принимают позицию госкомпании и взыскивают неустойку, штрафы, пени, которые вообще несоразмерны ущербу. Причем госкомпании не нужно даже ущерб свой доказывать. В нашем конкретном случае оборудование закупалось на предстоящий год, и в течение всего года это оборудование по нескольку единиц вводилось в эксплуатацию, проводилась пусконаладка, то есть никакой срочности в исполнении этого заказа не было. Тем не менее вот по решению судов 5 млн рублей из общей стоимости закупки в 20 млн, то есть это 25% от стоимости контракта, судами взыскивается. И речь идет о 264% годовых всего лишь за один месяц просрочки поставки».
Наш собеседник считает, что подобного рода госконтракты стали средством обогащения госкомпаний-монополистов. И их юридические отделы просто закрывают такими требованиями свой KPI. От внешней конъюнктуры страдают все, но платят за перебои с платежами и логистикой исполнители. А форс-мажором суды это не считают. Наш собеседник намерен дойти до Верховного суда. Потому что, по его словам, в такой ситуации оказались и многие его коллеги. В «Опоре России» Business FM рассказали, что с массовыми жалобами на несоразмерные штрафные санкции от госкомпаний они не сталкивались, но в целом проблема неравенства сторон в подобных сделках стоит остро, согласен руководитель Центра экспертизы и аналитики проблем предпринимательства «Опоры России» Сергей Лаптев:
Сергей Лаптев руководитель Центра экспертизы и аналитики проблем предпринимательства «Опоры России» «Такие условия, которые не являются незаконными какими-то, противоправными. Просто они делают так, что если что-то, например, идет не так, это может повлечь для одной стороны более сильные негативные последствия, чем для другой. Это не конкретно проблема какого-то повышенного размера санкций, а проблема в том, что есть более крупные компании, которые могут в свои проекты договоров вставлять условия, которые выгодны им. И другим, более маленьким, приходится либо мириться с этими условиями, либо не заключать договоры. Если предприниматель хочет работать, ему нужно как можно больше договоров, и он иногда вынужден идти на такие условия в том числе».
Если же говорить о несоразмерно высоких штрафах, то, например, на рынке недвижимости эту проблему, похоже, решили. До недавних пор существовал отдельный бизнес, когда юристы помогали покупателям квартир в новых домах взыскивать с застройщика огромные штрафы — чуть ли не в половину стоимости квартиры. За мелкие строительные недочеты, огрехи в отделке или сорванные сроки сдачи объекта. Нормативно неустойка за день просрочки составляла 1% от стоимости квартиры.
Однако с 1 сентября вступили в силу поправки, которые радикально снизили размер этой неустойки: вместо 1% в день это 1/150 от ключевой ставки ЦБ. При нынешней ставке получается 0,126%.