16+
Вторник, 5 ноября 2024
  • BRENT $ 76.01 / ₽ 7415
  • RTS840.60
29 марта 2024, 10:37 Компании

Акции крупнейшего производителя макарон в России попросили обратить в доход государства

Лента новостей

Генпрокуратура подала иск к «Макфе», к ряду ее компаний и к ряду физлиц, среди них Михаил Юревич и Михаил Белоусов. Надзорное ведомство считает, что они незаконно занимались бизнесом, будучи представителями органов госвласти

Фото: Ura.ru/TASS

Обновлено в 13:26

Генпрокуратура обратилась в суд Челябинска с требованием обратить в доход государства активы крупнейшего в стране производителя макаронных изделий — АО «Макфа» — стоимостью 46 млрд рублей. Речь идет о совокупной стоимости концерна, в который входит еще 26 компаний, зарегистрированных в Москве, Челябинской, Курганской, Московской, Свердловской и Херсонской областях.

По мнению прокуратуры, компания имеет коррупционное происхождение, поскольку бенефициары «Макфы» Михаил Юревич и Михаил Белоусов занимались бизнесом, будучи представителями органов госвласти. В прокуратуре считают, что они контролировали предприятия через родственников и доверенных лиц, а также использовали свое положение для достижения бизнес-целей.

Юревич с 2000-го по 2005 год был депутатом Госдумы, затем до 2010 года был главой Челябинска, а после занимал пост губернатора Челябинской области, который покинул в 2014 году. Белоусов с 2011 года был депутатом трех созывов Госдумы. О бизнесменах и их активах рассказывает главный редактор «Business FM Челябинск» Андрей Фролов:

Андрей Фролов главный редактор «Business FM Челябинск» «Юревич — одиозная фигура, потому что он был и депутатом, и градоначальником, и губернатором, он фактически управлял всей областью и делал это во благо [себе]. И он очень серьезно расширил свое влияние, то есть это не только «Макфа», но и разные предприятия в разных концах страны, начиная от Кургана и заканчивая Ставропольем, это очень много недвижимости, большие торговые центры, в Челябинске самые большие торговые центры принадлежат семье Юревича. Он реально сделал из области свою бизнес-империю и ломал очень много судеб, и от него пострадало очень много предпринимателей. Даже был когда-то скандал: он увлекается хоккеем и избил одного из игроков, и тот ничего не мог с ним сделать. То есть одиозный человек, и сейчас его компанией владеет его отец, но все понимают, кто истинный владелец. Многие вспоминают, как вообще «Макфа», тогда еще была «Макаронная фабрика», попала к нему в руки, когда он за ночь скупил необходимое количество акций, чтобы ее приватизировать. Это давняя история. И Вадим Белоусов, и Михаил Юревич под уголовными делами. Насколько я помню, Юревич сразу после того, как его сняли с губернаторства, улетел и сейчас живет в Лондоне. Белоусов не знаю, где живет, но он точно не здесь. Конечно же, здесь есть люди, которые ими поставлены и управляют, это вызывало некое удивление, что так отпустили, потому что человек, который устроил столько скандалов, находится под уголовным преследованием и до сих пор пользуется всеми этими предприятиями, обогащается и живет припеваючи. Всему приходит конец».

Уголовные дела против Юревича и Белоусова были возбуждены в 2017 году по факту получения взятки в размере более 3 млрд рублей. Оба не были реально привлечены к ответственности, так как к этому моменту успели покинуть страну.

Подобные экономические преступления обычно несложно доказать, говорит адвокат, кандидат юридических наук Александр Карабанов:

Александр Карабанов адвокат, кандидат юридических наук «Экономические преступления легко доказываются, потому что весь след данных преступлений лежит, как правило, в финансовых документах, личных распоряжениях и люди, когда дают личные распоряжения, контролируют бизнес, пользуются соцсетями, мессенджерами и телефонными звонками. В нынешних реальностях все это контролируется, сотрудникам полиции не представляет никакой сложности из архива поднять детализацию сделок, доказать контакты с теми или иными аффилированными лицами, вскрыть почту. Именно в совокупности эти данные дают основание сделать вывод, что человек, находясь даже на государственной должности, мог контролировать тот или иной бизнес или, лоббируя какие-то финансовые интересы, например, заключать тендеры, в том числе в своих интересах. Это простые схемы, когда есть аффилированные фирмы, которые оформлены на детей, родственников, и следователь берет в расчет статус, например, ребенка, который может не иметь профильного образования, профильного опыта занятия бизнесом, но является вдруг большим руководителем и владельцем многомиллиардного состояния. И следователю уже на этом основании достаточно сделать вывод, что это аффилированные люди. Принимая во внимание, что дело находится на контроле в Генеральной прокуратуре, это говорит о том, что сейчас вектор государства поменялся. Я надеюсь, что не только в зону внимания попали именно эти чиновники и подход будет не избирательный, а общий, и это хорошая тенденция — объяснить чиновникам, что им надо прекратить грабить людей, грабить свой регион, находясь на должностях».

В Челябинске продолжается и другая громкая история. Вчера, 28 марта, стало известно, что в Генпрокуратуре потребовали, чтобы бывший совладелец промышленной группы Челябинского электрометаллургического комбината Александр Аристов, его супруга и их партнеры также приняли участие в возмещении ущерба, нанесенного бюджету в результате незаконной приватизации ЧЭМК.

Изначально прокуроры требовали, чтобы ущерб в 25,8 млрд рублей возмещал только один бывший владелец комбината Антипов, но теперь и сумма ущерба увеличилась в три с лишним раза, до 105 млрд рублей, и в число ответчиков по иску включили также бизнесмена Александра Аристова, его жену Людмилу Аристову и их партнеров Александра и Елену Кретовых.

Скорее всего, сразу несколько дел именно в Челябинской области — совпадение, говорит президент фонда «Петербургская политика» Михаил Виноградов:

— Я не думаю, что Челябинская область — зона каких-то аномалий, это регион исторически промышленный, там больше предприятий. Это разные истории, первая связана, возможно, с интересами того же федерального «Ростеха». Вторая история с «Макфой» больше похожа на передачу [ответственности] высшим акционерам, в том числе бывшему губернатору Михаилу Юревичу, у которого было много проблем в последнее время с правоохранительными органами, хотя он уехал и эти проблемы ощущает на дистанции.

— С компаниями, которые перейдут государству, или собственность, которая будет обращена в доход государства, что будет: продадут с аукциона, поставят под управление?

— Судьба предприятий во многом зависит от специфики бизнеса и от того, попадают ли они в интересы крупных федеральных государственных компаний, холдингов. В последнем случае вероятность передачи их в большую компанию существует. Прецеденты, когда делу дается обратный ход, тоже существуют. Не так давно видели историю с санаториями в Минеральных Водах в Ставропольском крае, где удалось отбиться, и активы тоже серьезные. А так, как правило, это передача по компромиссной схеме новым собственникам.

Юрий Антипов и Александр Аристов были совладельцами большого количества предприятий: Челябинского электрометаллургического комбината, Серовского завода ферросплавов и компании «Кузнецкие ферросплавы». Кроме того, частью их совместного бизнеса был агрохолдинг «Ариант». В 2020 году Аристов и Антипов разделили бизнес: Антипову отошли металлургические активы, а Аристову — винодельческие предприятия и предприятия мясной промышленности, которые являются одними из крупнейших в стране.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию