Эммануэль Макрон примеряет роль военного лидера Европы. Комментарий Георгия Бовта
Лента новостей
Французскому лидеру это нужно, как полагает политолог, как минимум по двум причинам. Первая — чтобы усилить электоральную поддержку у себя на родине, вторая — принять участие в мирных переговорах между Россией и Украиной, когда до них дойдет дело
Вечером 14 марта президент Франции Эммануэль Макрон дал большое интервью телеканалам TF1 и France 2, разъясняя свою позицию по украинскому конфликту, а также идею о возможности отправки туда небоевых подразделений НАТО. Накануне он заручился символической поддержкой Национальной ассамблеи, которая поддержала его политику в отношении Украины, включая подписанное недавно с президентом Украины Владимиром Зеленским соглашение о гарантиях безопасности на десять лет. Также 15 марта в Берлине состоится трехсторонняя встреча канцлера Германии Олафа Шольца, польского премьера Дональда Туска и Макрона. В центре внимания тоже будет Украина. Чего ждать?
Голосование в Национальной ассамблее было важно для Макрона в плане морально-политической поддержки, само по себе оно не имеет юридически обязывающих последствий. Даже обещанные в соглашении о гарантиях безопасности Киеву 3,1 млрд евро в текущем году не требуют отдельного одобрения парламента. Макрону в этом плане проще, чем Байдену, который без одобрения конгресса не может потратить на подобные цели ни доллара.
Но, поскольку в преддверии предстоящих в июне выборов в Европарламент президентская партия «Возрождение» отстает по опросам от крайне правого «Национального объединения» Марин Ле Пен, Макрону было важно оседлать ту волну, по которой настроения избирателей в целом совпадают с его политикой. И это как раз отношение к российско-украинскому конфликту. Хотя 79% французов против отправки на Украину боевых подразделений французской армии, 52% — за отправку небоевых, это как раз то, что продвигает Макрон. При этом большинство французов также выступают либо за сохранение помощи Киеву в нынешних объемах, либо за ее увеличение.
Скептическую позицию крайне правых во главе с Марин Ле Пен по этому вопросу разделяет меньшинство. Сама она, выступая в парламенте с оценкой президентского курса, вынуждена была лавировать. С одной стороны, осудив планы приема Украины в НАТО как чреватые ядерной войной, а также выступив с критикой европейских ограничений на экспорт в Россию как подрывающих европейскую экономику. С другой стороны, неожиданно для многих осудив Москву за то, что та, по ее словам, спровоцировала конфликт и «самый драматический за последние 20 лет геополитический кризис на пороге ЕС».
«Национальное объединение» воздержалось при голосовании по резолюции о поддержке Макрона. Она набрала 372 голоса против 99 и 101 воздержавшемся. Это стало победой Макрона, который сейчас резко ужесточил риторику на украинскую тему. Теперь он хочет развить политический успех на трехсторонней встрече с главами Германии и Польши в формате «Веймарского треугольника», образованного на неформальном уровне еще в 1991 году.
Встреча состоится по инициативе канцлера Шольца, который — и это совпадает с интересами Варшавы и Парижа — хотел бы сгладить противоречия между тремя лидерами по Украине. Особенно на фоне недавних резких слов Макрона о том, что Европе нужно приготовиться «не быть трусами» на фоне растущей угрозы от России. С намеком на Шольца, который медлит с отправкой Киеву дальнобойных крылатых ракет Taurus, а также раскритиковал идею Макрона о возможности отправки на Украину военнослужащих НАТО. Taurus Шольц не дает отправлять потому, что считает, что для их использования потребуются немецкие военные, а иначе, мол, ВСУ не справятся или начнут стрелять по тем целям в России, по которым Германия не хотела бы, чтобы стреляли.
«Веймарский треугольник» может обсудить и британскую инициативу, согласно которой ФРГ отправит Taurus в Британию для возмещения аналогичных по классу британских ракет, которые Лондон отправит в этом случае на Украину.
При этом Германия, которой из Парижа пытаются чем-то пенять, уже выделила Украине 17 млрд евро. Тогда как Франция подписалась за два года на сумму в диапазоне от 640 млн евро до примерно 3 млрд, точнее трудно сказать в силу непрозрачности французских расходов в данной части. Плюс еще 3 млрд евро в текущем году.
Встреча в Берлине пройдет на фоне растущей поддержки идей Макрона насчет отправки войск. Позиция Варшавы и стран Балтии после первого шока от его сенсационного предположения заметно эволюционировала. Теперь там тоже говорят, что ничего, мол, исключать нельзя и не Москве указывать Европе «красные линии».
Однако пока это довольно узкая «коалиция Макрона». США ни в каком виде не хотят отправлять своих военных на Украину. Они сосредоточатся на «экономическом фронте», упирая на необходимости конфискации российских активов. Да и генсек НАТО Столтенберг на днях одернул Макрона, заявив, что ему стоило бы посоветоваться с руководством НАТО, прежде чем пускаться в рассуждения об отправке войск.
«Веймарский треугольник» попытается определиться и по другим спорным вопросам накануне заседания Совета Европы на следующей неделе. «Сверка часов» нужна и для того, чтобы в ходе уже несколько раз откладывавшегося визита Макрона в Киев он смог бы наконец привезти Зеленскому какие-то хорошие новости.
Французский президент явно хочет застолбить за собой роль военного лидера Европы, преследуя сразу несколько целей. Помимо усиления поддержки со стороны французских избирателей, это еще и гипотетическая возможность застолбить за собой место за столом переговоров, когда и если до них дойдет дело. Правда, по пути можно так много наговорить лишних резких слов по отношению к Москве, что та за один стол с Мароном уже не сядет. Так уже произошло со Швейцарией, которая вскоре намерена принять мирный саммит по Украине. В Москве изначально говорили, что без участия России это бессмысленное мероприятие. В Берне обещали подумать над приглашением. Однако затем МИД РФ дал понять, что поскольку Швейцария перестала быть нейтральной стороной, всячески поддерживая антироссийские санкции, то российские представители не поедут на упомянутый саммит, даже если их туда позовут.