16+
Пятница, 27 декабря 2024
  • BRENT $ 73.82 / ₽ 7325
  • RTS864.09
1 февраля 2024, 15:24 Политика

Песков: Москва обсуждает с Анкарой проблему платежей между двумя странами

Лента новостей

Турция по-прежнему не принимает платежи из России независимо, в какой валюте они номинированы и кто плательщик. Это связано с тем, что турецкие банки опасаются вторичных санкций США. Что говорят российские импортеры?

Фото: Dado Ruvic/Reuters

Обновлено в 18:25

Москва ведет «активный диалог» с представителями банковского сектора Турции, заявил пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков. Турция по-прежнему не принимает платежи из России независимо, в какой валюте они номинированы и кто является плательщиком, — санкционная компания или нет, физическое лицо или прямой поставщик.

Российские импортеры жалуются на невозможность перевода денег через Турцию с начала года. Об этом писали зарубежные СМИ и рассказывали собеседники Business FM, ссылаясь на новые декабрьские решения Минфина США о вторичных санкциях.

По словам старшего партнера компании «Оптималог» Георгия Властопуло, который занимается международными перевозками, за последний месяц ничего не прояснилось и не улучшилось. Если с конца лета — начала осени прошлого года Турция приостановила платежи в долларах и евро, то с января уже остановились трансграничные переводы и в рублях, и в лирах. Внешняя торговля с Турцией сейчас фактически заблокирована, и осуществить ее можно только через третьи страны, она по факту в плане расчетов ведет себя как недружественные страны, говорит Георгий Властопуло:

— 95% платежей не зачисляются, возвращаются обратно. Партнеры сами говорят, что зачислять не можем, потому что банки рассматривают трансграничные платежи с России как потенциальные рисковые операции. У нас есть компания в Турции, даже оплатить за логистические услуги, которые не относятся к санкционным товарам, тоже не представляется возможным, потому что банк не принимает деньги ни в рублях, ни в лирах.

— На сегодняшний день какая ситуация, и что, надо готовиться к отключению в Турции от SWIFT?

— К SWIFT относим платежи в недружественных валютах, они уже давно в Турции не ходят, минимум несколько месяцев, а то и полгода. Мы говорим даже о платежах в рублях и лирах, они тоже не ходят, хотя рубли идут мимо SWIFT. Поэтому тут ситуация больше касается не того, что отключат от SWIFT или не отключат, а ситуация касается самого трансграничного платежа — Турция не принимает платежи из России, не важно, в какой валюте этот платеж номинирован. Буквально вчера у меня были переговоры с несколькими клиентами, они не могут исполнить даже прямые контракты с производителями, а некоторые говорили о том, что уже за поставленное оборудование они не могут произвести постоплату в лирах и в рублях, несмотря на то, что товар уже вывезен, привезен в Россию, они не могут произвести взаиморасчет с турецким партнером, потому что не идет трансграничный платеж. На мой взгляд, нужно ждать либо приезда нашего президента с визитом в Турцию, либо коммуникаций по непубличным каналам для того, чтобы этот вопрос решился. Потому что под ударом, наверное, от 6 млрд до 9 млрд долларов импорта из Турции, то есть сейчас прямая внешняя торговля с Турцией заблокирована. Можно осуществить эту внешнюю торговлю с Турцией через третьи страны, практически так же, как это сейчас сделано с недружественными странами. То есть Турция с точки зрения взаиморасчетов сейчас для России де-факто недружественная страна. Аналогичная ситуация пока точечно разворачивается и в Китае, мы уже получили от двух китайских банков то, что трансграничные платежи с Россией, то, что мы исполняем в рублях и юанях, уже находятся под дополнительным контролем. То есть все, мы ничего у них не можем купить, мы будем все покупать через третьи страны. А если через третьи страны, это удорожание товара как минимум на 3-5-10%, в зависимости от того, как пойдут деньги, это падение торгового потока. Неизвестно, как будут действовать экспортные контролирующие органы Турции, будут ли они выпускать такие товары, как оформлять их на Россию. В общем, там большая тема, связанная именно с цепочками поставок.

По данным Георгия Властопуло, весь 2023 год импорт из Турции стагнировал — от месяца к месяцу он терял от 50 млн до 150 млн долларов. Для сравнения: в 2022 году в декабре импорт из Анкары составил около 1,5 млрд долларов, а сейчас это всего 700 млн долларов.

Проблемы с платежами в адрес турецких поставщиков начались еще в декабре. Об этом рассказал предприниматель из Москвы Борис, который возит промышленное оборудование из Турции:

«Наши банки говорят, что мы не можем отправить деньги в Турцию ни в какой валюте, потому что турецкие банки на данный момент отказываются принимать платежи. Пока никаким образом улучшений не происходит, все банки в СНГ тоже стали аккуратнее относиться к этому. Мы ждем разрешения этой ситуации, не можем ничего сделать на данный момент. До этого платежи уходили, все в порядке было, сейчас все остановилось. Поставщики турецкие нервничают, особенно те, кому деньги нужны, или тот же товар, который был произведен для российских клиентов и за который не могут получить деньги. Турецкие партнеры, турецкие компании также просто не смогут такой объем продукции готовой куда-то деть быстро».

Организаторы туристических поездок в Турцию на проблемы с оплатой пока не жалуются, говорит директор по развитию платформы OnlineTur.ru Игорь Блинов:

Игорь Блинов директор по развитию платформы OnlineTur.ru
«Мы с этой ситуацией не сталкивались, поэтому говорить о неких сложностях я бы пока необходимым не считал. Что касается переводов, они идут по курсу с рублей на евро, потому что локальные компании, которые обслуживают и размещают, принимают оплату в евро. Возможно, у кого-то такие сложности могут возникнуть или возникали, но мне об этом неизвестно, я об этом не знаю».

Турецкие банки могут осуществлять некоторые платежи с Россией, но проводят их очень долго, внимательно отслеживая эти транзакции, сообщил РИА Новости источник в «Деловой России».

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию