Китай опубликовал новый проект инструкций для операторов онлайн-игр. Акции интернет-компаний КНР рухнули
Лента новостей
Инструкции направлены на ограничение пользовательских расходов и запрет ежедневных бонусов за вход. Китай целенаправленно занимается ограничением геймерской активности, особенно для несовершеннолетних
Обновлено 25 декабря в 10:00
Китай атакует геймеров. Акции крупнейших в КНР интернет-компаний в конце недели резко упали после публикации нового проекта инструкций для китайских операторов онлайн-игр. Инструкции направлены на ограничение пользовательских расходов и запрет ежедневных бонусов за вход.
В результате популярная у геймеров соцсеть Bilibili лишилась 15%, акции Tencent, которая владеет социальной сетью WeChat и является одной из крупнейших инвестиционных и венчурных компаний Китая и всего мира, упали на 16%. А ценные бумаги компании NetEase, 80% выручки которой в третьем квартале текущего года пришлось на онлайн-игры, — рухнули почти на 30%.
Ограничения властей Китая ставят под угрозу жизнеспособность существующих бизнес-моделей онлайн-игр. И в этой сфере власть обыграет бизнес, считает управляющий активами Международного фонда частных инвестиций Александр Душкин:
Александр Душкин управляющий активами Международного фонда частных инвестиций «Китайская администрация находится на курсе против онлайн-игр, и вообще серьезной вовлеченности, особенно подростков, в компьютерные игры. Они находятся на этом курсе годами, годами ограничивают, годами создают препятствия для расширения различных компаний на этом рынке. И они в целом направлены на то, чтобы не дать возможности этой части индустрии значительно расширяться. Скорее всего, они возьмут ситуацию под полный контроль. Будет наивно полагать, что ситуация изменится в целом, этого не произойдет, и благослови их бог на этом направлении. Если китайское правительство занимается ограничением определенной отрасли, они обязательно выиграют. И не надо надеяться, что компании, которые занимаются тем, что китайское правительство не хочет, будут чем-то заниматься. Не будут. Проблемы китайского рынка остаются проблемами только Китая, потому что это давно уже и общеизвестно, что Китай против расширения электронных игр, и по этой причине на него уже никто особенно и не рассчитывает из внешних игроков. Не нужно ожидать, что внешний рынок или разработчики из других регионов будут сильно затронуты этими ограничениями. Нельзя сказать, что это носит характер глобальный, это локальная проблема самого крупного в мире рынка».
Согласно китайским правилам, компании — операторы игровых платформ имеют право предоставлять доступ к ресурсам детям и подросткам только три дня в неделю — в пятницу, субботу и воскресенье, — а также в официальные выходные дни. Несовершеннолетние могут играть в онлайн-игры в эти дни только один час, с 8 до 9 вечера.
Эффективны ли такие ограничения? Говорит директор Института стран Азии и Африки МГУ Алексей Маслов:
Алексей Маслов директор Института стран Азии и Африки МГУ, востоковед «Ограничение подростков в плане участия в онлайн-играх проводится давно, и оно идет нарастающими темпами. Впервые мы увидели это еще в 2021 году, и 2022-2023 годы прошли под знаком введения все новых и новых мер. Правительство серьезно волнует то, что многие онлайн-игры пропагандируют не те идеалы и не те форматы взаимодействия внутри общества, к которым привык Китай. И об этом очень много пишет пресса, рассуждают эксперты. Китайское руководство действительно озабочено тем, что дети уходят заметно в интернет и пребывают в виртуальной реальности. За этот год были заблокированы несколько крупных серверов, как минимум речь идет о пяти-шести крупных серверах, которые обеспечивают функционирование онлайн-игр. Некоторые игры, их число доходит до 100, были изъяты из онлайн-магазинов и отправлены, как сказано, на доработку и переделку. В некоторых играх был изменен геймплей, где, например, игры стали мягче, уменьшилось количество различных шутеров. В любом случае сейчас власти говорят уже не только о неправильном контенте, но и о том, что игры собирают слишком много персональных данных, не умеет их защищать. Родители жалуются на то, что дети покупают беспричинно и бесконтрольно различные внутри покупки. Сегодня уже в Китае заметно увеличилось число компаний, которые активно участвуют в игровой индустрии, и мы видим падение игровой индустрии в Китае приблизительно на 10-15%, окончательных данных еще нет».
В апреле прошлого года правительство КНР запретило онлайн-платформам вести трансляции игр в интернете без получения специального разрешения.
Несовершеннолетние могут создать учетную запись только после предоставления собственных личных данных и данных ответственных за них взрослых.