Вернется ли на полки по-настоящему «честный литр»?
Лента новостей
Девятисотграммовых упаковок гречки и молока по 950 миллилитров на прилавках может стать меньше. Генпрокуратура РФ вышла на борьбу со шринкфляцией — ведомство внесло изменения в ГОСТ. Теперь производителям социально значимых товаров будет запрещено произвольно уменьшать упаковку
Производителям социально значимых продуктов предписали не менять произвольно объемы упаковки, если они хотят соответствовать ГОСТу. Генпрокуратура России внесла туда соответствующее требование. Изменение веса и объема упаковки при сохранении прежней стоимости, по мнению ведомства, вводит потребителей в заблуждение.
Многие, наверное, замечали, что продукты уже довольно давно стали продавать в упаковке меньшего размера за ту же цену, что раньше. А иногда и дороже. Тут и 95 пакетиков чая вместо 100, 0,45 газировки, легендарный девяток яиц и так далее. Теперь производители сливочного и подсолнечного масла, вермишели, сахара, соли, муки, риса, черного чая и других товаров первой необходимости должны использовать фиксированные значения, если хотят соответствовать ГОСТу. То есть по новым правилам гречневая крупа подлежит фасовке по полкило, килограмму и 2 килограмма, молоко — 200, 250, 500 миллилитров, литр или 2 литра.
При этом ГОСТ не является обязательным стандартом. Есть и другие нормы качества, при соблюдении которых товар может попасть на прилавки. Комментирует главный редактор журнала «Сырье и упаковка» Светлана Галкина:
Светлана Галкина главный редактор журнала «Сырье и упаковка» «Дано определенное количество времени на то, чтобы израсходовать упаковку. Это нововведение действует не с завтрашнего дня. Будет переходный период, чтобы израсходовать уже заказанную упаковку. Изготовить отдельно новую пресс-форму для упаковки, новую конфигурацию — это определенные затраты. Это одномоментный расход, но достаточно весомый. Это не удар по бизнесу. Когда начались экономические сложности, производители перешли влегкую с литровой упаковки молока на упаковку объемом 900 миллилитров».
Есть даже термин «шринкфляция». Он происходит от английского to shrink — «уменьшать». Это когда в привычную литровую бутылку молока, например, наливают 900 миллилитров и создают иллюзию того, что цена не поменялась. Проблема не только российская.
После пандемии во многих странах инфляция увеличилась, подтянув за собой шринкфляцию. Например, власти Франции не так давно начали борьбу с этим явлением. Одна из крупнейших торговых сетей Франции Carrefour стала помечать продукцию, затронутую шринкфляцией.
Мария Свиридова юрист по защите прав потребителей «Теоретически это было бы логичнее, чтобы обязательно на сыпучем товаре была указана именно маркировка за килограмм, которая бы позволяла ориентироваться покупателю и дополнительно обращать внимание на вес в упаковке. Потому что в основной массе товары социального назначения по более низкой цене приобретают социально незащищенные группы населения. Для них эти 100 граммов и 10 рублей могут быть существенными».
Россияне столкнулись со шринкфляцией после кризиса 2008 года, говорится в исследовании Института маркетинговых исследований GfK. Обороты она начала набирать в 2012 году. Если тогда около 30% покупателей замечали подвох, то к 2018 году — почти половина. Сейчас об этом, наверное, знают все, кто хоть иногда ходит в магазин.