В Берлине пройдет первый саммит Германия — Центральная Азия. Комментарий Георгия Бовта
Лента новостей
Лидеры бывших республик СССР не могут не воспользоваться столь благоприятной ситуацией, возникшей для них на фоне конфликта на Украине, считает политолог
В пятницу, 29 сентября, состоится первый германо-среднеазиатский саммит, когда все пять президентов бывших советских республик Центральной Азии проведут переговоры с канцлером Олафом Шольцем и федеральным президентом Франком-Вальтером Штайнмайером. Это первое мероприятие такого формата с участием страны ЕС. Планируются также двусторонние встречи. В четверг, 28 сентября, Шольц уже встретился с президентом Казахстана Касым-Жомартом Токаевым.
Уже находясь в Германии, Касым-Жомарт Токаев сделал заявление, которое наиболее точно отражает суть саммита Германия — Средняя Азия. Он сказал, что республика будет следовать санкционному режиму в отношении России и каких-либо опасений по поводу его обхода быть не должно. Саммит как раз и направлен на выстраивание более плотных отношений между Германией и ЕС в целом с государствами региона в противовес России, но также и в противовес растущему влиянию Китая. Противодействие обходу санкций — отдельная и очень важная составляющая.
Саммит в Берлине стал продолжением прошедшего в рамках Генассамблеи ООН 19 сентября тоже первого американо-центральноазиатского саммита в формате «С5 + 1», где С5 — это как раз лидеры пяти постсоветских государств. Раньше встречи на высоком уровне между США и лидерами Центральной Азии были, мягко говоря, нечастыми. Но события на Украине все изменили. Хотя Байден на встрече в открытой ее части не произнес слово «Россия» ни разу, все все понимают. Поднимались темы безопасности границ, борьбы с наркотрафиком, экономического сотрудничества. Байден посетовал, что корпорациями США в регион вложены «скромные» 31 млрд долларов, а нужно больше. Деликатную тему прав человека не трогали, президент США лишь подчеркнул важность расширения прав женщин.
Родилась как бы невзначай идея организовать диалог в формате «C5 + 1» по критически важным минералам, таким как хром, медь и литий, необходимым для производства экологически чистых энергетических технологий. В продолжение саммита в октябре агентство USAID проведет министерскую встречу в формате «C5 + 1» на тему устойчивого развития, потому что куда ж, как говорится, без мягкой силы.
При этом американские чиновники, курирующие санкционный режим, курсируют по центральноазиатским государствам в режиме нон-стоп, убеждая их проявить большую дисциплину в соблюдении антироссийских рестрикций. Несколько местных компаний уже в этой связи попали в санкционные списки как США, так и Европы.
В прошлом году наибольшие претензии по этой части были как раз к Казахстану как к наиболее экономически сильной стране региона. А также к Киргизии как, видимо, к стране с наиболее гибкой трактовкой законов и правил. Так, в прошлом году импорт компьютеров в Казахстан вырос в семь раз за год, до 1,2 млрд долларов, четверть его шла из ЕС. Казахстанский экспорт в Россию по этой категории вырос при этом в 2300 раз год к году. Или, например, Киргизия в 2021 году не импортировала и не экспортировала ни одной запчасти самолетов, вертолетов или дронов, а в 2022 году киргизские фирмы импортировали этой продукции на 3,5 млн долларов, из которых в Россию ушло на 1,5 млн. По данным агентства Fitch, экспорт из Узбекистана в Россию, в основном за счет реэкспорта из ЕС товаров двойного назначения, в прошлом году вырос почти на 50%.
Сейчас усилия западных санкционеров направлены на то, чтобы эти лазейки перекрыть. Звучали даже угрозы вторичных санкций против стран-нарушительниц. ЕС намекал также на возможность квотирования экспорта в Азию подсанкционных товаров, чтобы они не утекали в Россию. Но пока Евросоюз решил пойти более мягким путем, упирая не столько на кнут, сколько на пряник. Предлагается развивать взаимовыгодное сотрудничество. В том числе для противодействия растущему влиянию Китая.
Кстати, в этом году ранее состоялся саммит пяти центральноазиатских государств и с Китаем, во время которого Пекин объявил о предоставлении 3,7 млрд долларов им в качестве «финансовой поддержки», а также о содействии в строительстве транскаспийского транспортного коридора. Каковая тема, кстати, звучала и на встрече Байдена с лидерами тех же государств.
Евросоюз уже является одним из крупнейших инвесторов в Центральную Азию, основной акцент пока на Казахстане, куда приток прямых иностранных инвестиций из Евросоюза в прошлом году составил более 12 млрд евро, рост на четверть по сравнению с предыдущим годом. После 2005 года валовый приток инвестиций из Евросоюза в Казахстан, по данным казахстанской статистики, превысил 163 млрд долларов. Теперь Германия и Евросоюз в целом явно хотят сделать эту морковку еще сочнее и длиннее. Лидеры бывших республик СССР не могут не воспользоваться столь благоприятной ситуацией, возникшей для них на фоне конфликта на Украине.