Правительство предложило повысить заградительную пошлину на экспорт нефти
Лента новостей
Речь идет об увеличении с 20 тысяч рублей до 50 тысяч рублей за тонну. Кабмин также предложил корректировку механизма компенсаций нефтяным компаниям за сдерживание цен на нефтепродукты на внутреннем рынке
Правительство предложило новые меры по сдерживанию рынка топлива. В частности, ввести заградительную пошлину на экспорт нефтепродуктов в размере от 20 тысяч до 50 тысяч рублей с тонны. А также ввести полный запрет на экспорт топлива, которое было куплено на рынке, а не произведено. Об этом заявил вице-премьер Александр Новак на заседании правительства с президентом.
По словам Владимира Путина, несмотря на введенный ранее запрет на экспорт топлива, розничные цены продолжают расти. Простых потребителей, по его словам, не интересуют сложные цепочки, им важен результат:
Как отметил на совещании
Правительство ожидает дальнейшей стабилизации рынка. Для этого следует ввести еще ряд мер, отметил Новак. Кроме увеличения для перекупщиков заградительной пошлины до 50 тысяч рублей и запрета экспорта купленного топлива, надо скорректировать демпфер и, возможно, субсидировать поставки мазута в отдельные регионы.
Комментирует ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности и Финансового университета Станислав Митрахович:
Станислав Митрахович ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности и Финансового университета «Вообще, звучит так, будто предлагают возвращение к более рыночным вариантам, потому что сейчас действует запрет на экспорт всех нефтепродуктов. Когда оптимальная загрузка НПЗ предполагает производство гораздо большего объема нефтепродуктов, чем могут быть освоены на внутреннем рынке, придется в условиях полного запрета сокращать переработку, это не очень хороший сценарий, если запрет затянется, поэтому Новак предлагает вернуться к вариантам чуть более мягким: экспортные пошлины дифференцированные в зависимости от того, кто это экспортирует и какие обязательства есть у этого игрока по внутреннему рынку; субсидии для некоторых внутренних потребителей — все это звучит немного более рыночным вариантом, чем просто когда мы обрубили весь экспорт. Мне кажется, пройдет несколько недель, и мы вернемся к более мягким вариантам регулирования. Все последние месяцы в правительстве обсуждался этот вопрос: как действовать? Звучали варианты более мягкие, более жесткие, Новак, его команда, включая Павла Сорокина, отстаивали сначала более мягкие варианты регулирования со всеми этими пошлинами. Но на каком-то этапе, видимо, они поняли, что толком дольше ждать нельзя, пожар на внутреннем рынке, и надо его тушить, ну, вот максимально жесткая мера. Но это такая жесткая мера, как антибиотик, который в больнице колют, но его нельзя колоть слишком долго, я думаю, что по прошествии нескольких недель мы вернемся к тем вариантам, которые обсуждались летом, которые сегодня отчасти были озвучены Новаком».
Владимир Путин на совещании добавил, что на топливном рынке можно использовать такой же механизм, как с удобрениями. Если обеспечили внутренний рынок — можно экспортировать, отметил президент. По его словам, следует «плотнее работать» с нефтяными компаниями, чтобы они «понимали свою ответственность».
Впрочем, даже сейчас нельзя сказать, что введенные ранее меры поспособствовали насыщению внутреннего рынка, считает ведущий эксперт Финансового университета и Фонда национальной энергобезопасности Игорь Юшков:
Игорь Юшков ведущий эксперт Финансового университета и Фонда национальной энергобезопасности «Мы видели, что сразу после объявления о запрете экспорта на бензин и дизель цены на следующий день очень сильно просели, под 20% было снижение, во многом это была психологическая реакция рынка, биржи. Сейчас мы видим коррекцию, цена немножко подрастает после обвального падения, и здесь вопрос заключается в том, что она в дальнейшем будет на низком уровне, то есть это именно то, чего добивалось государство? Внутренний рынок насытился или нет? И есть факты, которые выступают за другую версию, — что нефтяные компании сами, по сути, снизили цены торговли на бирже, но насыщения внутреннего рынка по-прежнему не происходит. В пользу этой версии говорит то, что само количество сделок не увеличилось существенно с момента введения запрета на экспорт. Если государство будет последовательным, то оно дождется, пока по этим относительно низким ценам будет куплено топливо в больших объемах, когда сельхозпроизводители себе закупят, а здесь вполне может оказаться, что конфликт между государством и компаниями продолжается, что они формально снизили цены, но, с другой стороны, они тоже могут какую-то «итальянскую» забастовку устроить, например вернуться к продажам ровно того объема, который их обязывает государство, — 13%, например, в реальности нефтяные компании продавали даже больше. Я думаю, что пока идет процесс торга».
Ранее