Однодневная война: армянский Карабах сложил оружие. А что дальше?
Лента новостей
Нагорный Карабах прекратил огонь, армия обороны разоружилась, на 21 сентября назначена встреча представителей Степанакерта и Баку по вопросу реинтеграции, обеспечения прав и безопасности армян в Карабахе и заседание Совбеза ООН по карабахскому вопросу. Подходит ли конфликт к завершению и что станет с жителями непризнанной республики?
Власти Нагорного Карабаха по предложению российских миротворцев пошли на уступки Азербайджану. В руководстве непризнанной республики заявили о согласии в одностороннем порядке прекратить огонь и расформировать и полностью разоружить армию обороны республики.
Во вторник Баку объявил о начале «локальных антитеррористических мероприятий» в Карабахе для «восстановления конституционного строя». В Степанакерте и Ереване заявили о полномасштабных боевых действиях. Минобороны России сообщило о гибели российских миротворцев.
Встреча представителей Степанакерта и Баку по вопросу реинтеграции, обеспечения прав и безопасности армян в Карабахе состоится 21 сентября в азербайджанском городе Евлах.
Подходит ли многолетний конфликт к завершению?
Эксперты сходились во мнении, что очередной виток конфликта в Карабахе будет недолгим. Для некоторых стало сюрпризом, что развязка наступит так быстро. Точку в истории все-таки ставить рано, но совершенно точно силы НКР не способны противостоять на равных армии Азербайджана. А Армения вмешиваться в ситуацию не собирается.
В регионе остаются миротворцы из России. Еще во вторник в МИД РФ требовали от сторон конфликта обеспечить безопасность российского контингента. Что он будет делать на фоне полномасштабных боев, было не совсем ясно. Но сегодня же миротворцы занимают одну из главных ролей в заголовках. Объявлено, что при их посредничестве Степанакерт складывает оружие.
В телеграм-каналах распространяются кадры, как у аэропорта собираются множество местных, желающих покинуть Нагорный Карабах. Азербайджанцы обещали открыть гуманитарные коридоры.
Что происходило в среду в Карабахе? Рассказывает житель Степанакерта Тигран:
— Степанакерт окружен. Сейчас в городе совсем нет света, нет воды. Абсолютно непонятно, что нас ждет. Все произошло слишком быстро. Люди не были готовы к такому развитию событий, поэтому в основном никто не знает, что делать.
— У вас есть возможность уехать из Степанакерта?
— Такой возможности нет. Где этот коридор?
— Мы сегодня видели фотографии толп в аэропорту.
— Там люди почему собрались? Бомбили город. Там люди собрались в надежде. Это параллель с Афганистаном, когда люди собрались на последний самолет. Это российский военный вертолет, но это не сообщение для простых людей. Никакой возможности сейчас выйти отсюда.
С одной стороны, Азербайджан восстанавливает контроль над своими международно признанными территориями. НКР так и осталась никем не признанной, даже Арменией. Международное сообщество дружно призывало остановить бои. На 21 сентября назначено заседание Совбеза ООН по Карабаху. Но никто не оспаривает, что азербайджанские военные действуют в своей стране.
С другой стороны — судьбы людей. У Азербайджана и Армении свои аргументы по вопросу, кто должен жить в Карабахе. Но действительность сейчас такова: там находятся как минимум десятки тысяч человек, которые, очевидно, не хотели бы жить под контролем назначенных Баку властей.
На улицах Еревана протестуют против, как многие говорят, «сдачи» армянскими властями Карабаха. Рассказывает председатель правления Аналитического центра по глобализации и региональному сотрудничеству Степан Григорян:
— Это не может не волновать и не может не отразиться на внутриполитической ситуации в Армении. Да, она сейчас очень напряженная. Россию критикуют все, даже пророссийская оппозиция в парламенте.
— Насколько акции протеста опасны для Пашиняна как для политика?
— Сейчас гораздо сложнее. Где-то в два раза упал рейтинг, поэтому сейчас, конечно, серьезнее ситуация у Никола Пашиняна, то есть его преимущества в обществе или поддержка резко упали. Немножко непоследовательные действия Никола Пашиняна, и это усугубляет и во внутренней политике, и во внешней его положение.
Никол Пашинян считает, что раз Нагорный Карабах согласился на предложение российских миротворцев остановить боевые действия, то россияне приняли на себя обязательства по обеспечению безопасности армян в регионе. В Армении заявляют о провале миротворческой миссии. В Кремле говорят, что миротворцы выполняют свои задачи и азербайджанцы де-юре находятся в пределах своей территории, особенно после решения армянской стороны о признании Карабаха частью Азербайджана.
Численность российского контингента около 2000 человек. Вряд ли бы он мог сдержать полноценное наступление армии Азербайджана.
По вопросу интеграции армян Карабаха в азербайджанское общество пока преобладают пессимистичные прогнозы. Вот что говорит политический обозреватель из Баку Шахин Рзаев:
Шахин Рзаев политический обозреватель из Баку «Я не уверен, что вся эта интеграция произойдет. Большинство взрослого населения все-таки покинут Карабах. Останутся старые, которые не могут себя найти в Армении или России. В Баку даже после армянских погромов 1990 года оставались армяне. Никаких особых притеснений не испытывали, если они не кричали на улице «я армянин». Точно так же, наверное, будет в Нагорном Карабахе. Часть населения примет азербайджанское гражданство. Наши власти, наверное, захотят использовать этот козырь в своих руках и будут показывать, как они хорошо живут, какие у них хорошие условия».
Армянская пресса сообщает, что Азербайджан требует выдачи целого списка представителей НКР. Это бывшие руководители непризнанной республики, государственные и военные деятели. Утверждается, что это условие открытия гуманитарного коридора. Азербайджанская сторона пока это не подтверждала.
В четверг состоится встреча представителей столицы непризнанной НКР и Баку в азербайджанском Евлахе. Что ждать от этой нее? Говорит президент фонда «Петербургская политика» Михаил Виноградов:
Михаил Виноградов президент фонда «Петербургская политика» «Процесс прекращения огня всегда требует администрирования, сопровождения технических вопросов, особенно связанных с судьбой беженцев и потенциалом этнических чисток, которые так или иначе ожидают. Другое дело, что здесь есть целый ряд переменных. Вполне возможно, что азербайджанская сторона будет нагнетать ситуацию и требовать большего. Проблема в том, что каких-то механизмов, препятствующих этническим чисткам, нет. Более того, недвусмысленных обязательств пока не возникало».
На протяжении последних месяцев армянские и азербайджанские официальные лица все чаще упоминали словосочетание «мирный договор». Они говорили, что для его подписания нужно сделать многое, но прогресс есть. Обострение в Карабахе отодвинуло мирное урегулирование? Ответ не так очевиден.
Власти в Ереване сейчас как будто смирились с судьбой Карабаха и готовы на многое, лишь бы скорее все это закончилось. Но простит ли это Николу Пашиняну армянский народ? И другой немаловажный вопрос: не разыграется ли у Азербайджана аппетит на волне очередного военно-политического успеха?