16+
Четверг, 26 декабря 2024
  • BRENT $ 73.49 / ₽ 7320
  • RTS878.30
24 июля 2023, 08:00 Недвижимость

Детская образовательная инфраструктура, часть II: школьное здание — от образовательной единицы до прообраза города

Лента новостей

Школа, входящая в периметр жилого комплекса, сегодня уже не конкурентное преимущество, а необходимость для проекта практически любого сегмента. Какой видят школу XXI века власти, архитекторы и девелоперы, создающие современные образовательные пространства?

Школа в ж/к «Испанские кварталы». Москва, Сосенское.
Школа в ж/к «Испанские кварталы». Москва, Сосенское. Фото: пресс-служба ASADOV

В крупных городах школа — одна из обязательных составляющих инфраструктурного меню новых жилых комплексов, без которой внимание покупателей к этому ЖК будет снижено вдвое, если не больше. Да и вообще темпы строительства новых школьных зданий и социально-образовательной инфраструктуры в целом — один из показателей правильного вектора городского развития. Неслучайно Москва, например, отдельным отчетным пунктом гордо заявляет*, что с начала 2023 года выдала уже 30 разрешений на ввод в эксплуатацию образовательных объектов общей площадью 219 тысяч квадратных метров, а в прошлом году за аналогичный период сдали только 18 объектов общей площадью 92 тысячи квадратов.

Конечно, не все эти здания интересны с точки зрения архитектурно-планировочных решений и заслуживают внимания и обсуждения. И количество в данном случае — увы, вовсе не гарантия грядущего перерастания в качество: скажем, случаи школьного строительства на грани допустимого минимума нередки. Хотя не назовешь такими уж редкими и обратные случаи, благодаря которым появляются здания-события, здания-трендсеттеры. А в том, что школа все чаще становится «точкой принятия решения» для семьи, приобретающей квартиру в том или ином ЖК, коммерческий директор компании Regions Development Лилия Арцибашева не сомневается.

Лилия Арцибашева коммерческий директор компании Regions Development «В Европе и США наличие поблизости престижной школы часто становится причиной приобретения родителями нового дома и переезда. Например, в Лондоне школы, готовящие к поступлению в лучшие колледжи, берут учеников, проживающих в радиусе до 0,3 мили (примерно 500 метров). Семьи, которые хотят дать детям качественное образование, переезжают в районы, где есть успешные учебные заведения, а цена на недвижимость в таких местах растет. Постепенно этот тренд приходит и в Россию: хорошая школа становится весомым аргументом при выборе жилья. Наши семейные покупатели обращают внимание на возможность получения не только доступного, но и качественного образования в непосредственной близости от дома. Они интересуются уровнем цифровизации школ и детсадов, наличием в них зон для занятий спортом и творчеством, приоритетными направлениями обучения (могу подтвердить, какой серьезный интерес вызывает, например, инновационная школа с IT-полигоном, которую мы строим в нашем проекте «Преображенская площадь»). Девелоперы понимают запросы клиентов и следуют тенденциям, инвестируя в строительство качественных образовательных учреждений. Школы и детсады в наших проектах мы передаем в муниципальную собственность — следовательно, строительство ведется в соответствии с нормами и регламентами департамента образования города. При этом образовательные учреждения проектируются так, чтобы в них было все для гармоничного развития личности, в том числе интересная архитектура, современное оборудование, просторные спортзалы, уютные зоны для отдыха».

В 2022 году в Москве утвердили рекомендуемый дизайн-код объектов образования, включая прилегающие к ним территории, и стандарты инженерной инфраструктуры. Рекомендации затрагивают практически весь объем объектов образования (входные группы, стены, окна, крышу и так далее). В них прописаны способы и формат размещения названий и вывесок, варианты архитектурно-художественного освещения фасадов и используемых материалов, указано, что у территории при школьном здании должен быть яркий и запоминающийся образ и особый психоэмоциональный фон, что пространство должно трансформироваться под новые потребности и быть безопасным для проведения досуга и отдыха детей и молодежи прилегающих жилых кварталов и так далее.

«По оценкам главного архитектора столицы Сергея Кузнецова, никто не собирается вторгаться в планировку, советовать делать помещения больше или меньше и так далее. «Мы описываем то, с чем имеем дело, — это каталог часто совершаемых ошибок, с которыми, как мы считаем, можно бороться, заранее разъяснив, как рекомендуется делать и как делать не рекомендуется», — отмечает Сергей Кузнецов. Он уверен, что выполнение рекомендаций положительно скажется на сроках согласования проектов и упростит работу специалистов. А еще, возможно, привлечет внимание к соцобъектам более сильных профессионалов, но при этом не повлияет на стоимость проектирования и строительства или выбор поставщиков материалов», — писал BFM.ru в прошлом мае. И приводил мнения архитекторов и девелоперов, которые, надо признать, неоднозначно отреагировали как на содержание советов Москомархитектуры, так и на сам факт их появления.

В этом году Мособлархитектура тоже обнародовала методические рекомендации* по внутреннему обустройству типовых помещений общеобразовательных организаций на территории региона. Документ включает советы по организации пространств, конструктивным и художественным решениям в интерьерах, дизайн-концепции и конкретные рекомендации практического применения, дополненные иллюстрациями, а также примеры экологичных и долговечных отделочных материалов российских производителей. В тексте методички описаны три варианта концепции дизайн-проекта для всех школьных помещений: стиль «Скандинавия», в котором много света, белого и светло-серого цвета и натуральных материалов, стиль «Минимализм» с его пропорциональным сочетанием пастельных оттенков зеленого, желтого, розового, светло-серого, голубого и минимальным применением декора и текстур и стиль Hi-Tech, предполагающий сочетание элементов Hi-Tech и Loft.

Рекомендации применяются при новом строительстве и реконструкции бюджетных объектов образования региона и входят в состав конкурсной документации, однако власти Подмосковья наверняка рассчитывают, что архитекторы и девелоперы коммерческих проектов тоже возьмут их на заметку, может, даже не только в Московской области. Ведь как подчеркивает руководитель UNK Юлий Борисов, детский сад, школа, образовательный комплекс (так называемая «школа ступеней» — объединение под одной крышей детского сада и начальной школы, что позволяет детям быстрее адаптироваться к учебным процессам; примером может служить образовательный комплекс в ЖК Dream Towers. — Прим. ред.) — сегодня это уже не конкурентное преимущество, а необходимость для сегмента бизнес, бизнес-плюс и даже комфорт.

Но, по словам эксперта, это довольно затратный продукт, также сложный в эксплуатации, поэтому девелоперы всеми силами пытаются передать его в руки государства после завершения строительства. До последнего времени государство не было заинтересовано в разнообразии подходов к строительству образовательных учреждений, потому что это тяжело укладывается в нормативы и правила. У нас есть опыт проектирования частных школ: у них своя методология образования и соответствующая ей архитектура, но эти школы нельзя сравнивать с массовым строительством. Большинство школ у нас государственные, как и подходы к обучению в них, а соответственно, и нормы проектирования.

Юлий Борисов руководитель UNK «Система образования медленно, но меняется, ковид подтолкнул нас к этим изменениям. Схема, где есть одинаковые классы, в них висят доски и стоят рядами парты, больше не отвечает запросам времени, не способна вырастить человека будущего. Мы готовим детей к разнообразным задачам, которые встретятся им в жизни, и школа должна стать полубезопасной средой (потому что полностью безопасная детям не нужна) и «песочницей» для изучения многополярного мира. На смену одинаковым аудиториям приходят классы разных размеров с возможностью трансформировать образовательную среду. Естественный свет, продуманная планировка, способствующая общению и коммуникации, места для отдыха, а не пустые широкие коридоры. Учиться ведь можно и в рекреациях, и на улице в хорошую погоду. Важно, чтобы дети росли креативными, а не послушными винтиками, и здесь школа может дать все инструменты. Раньше на ее территории был плац для линеек и спортивное ядро, сегодня конфигурация становится более сложной, пространства комбинируются для разных возрастов, детям полезно находиться в разновозрастной среде. Фасады школы — лишь обертка и индикатор того, что происходит внутри».

Во всем мире школа — это, скорее, культурно-образовательный центр, который работает не только в дневное время и не только для школьников, напоминает Юлий Борисов. Вечером туда приходят и взрослые, которые могут там получать новые современные профессии или заниматься спортом, и окончившие ее ученики, чтобы получить дополнительные навыки, работают курсы повышения квалификации. Там проходят курсы для взрослых и детей всех возрастов.

Территория школы должна работать, не замирая ни на день. «В этом случае все инвестиции в образовательное заведение окупаются, а если каждый метр школы будет отрабатывать вложенные в него средства, то и современных школ, построенных по передовым технологиям, станет больше», — уверен Юлий Борисов.

В 2023 году победителем Архитектурной премии Москвы в номинации «Лучшее архитектурно-градостроительное решение школы» стало бюро ASADOV и его проект физтех-школы, разработанный для жилого района ALIA на северо-западе столицы. Беседа с Андреем Асадовым, руководителем архбюро ASADOV, убеждает, что многие идеи Юлия Борисова он разделяет, и современные архитекторы, создающие концептуальную образовательную среду, в своих размышлениях выходят далеко за рамки, собственно, архитектуры:

— Мы занимаемся образовательными проектами уже не первый год, наработали некоторую коллекцию. Нам удалось сформулировать ряд принципов современного образовательного пространства, которые гарантированно вписываются в очень строгий, ограниченный бюджет и при этом создают полноценное развивающее пространство, новую точку притяжения не только для детей, но и для жителей всех прилегающих районов. И здесь мы полностью разделяем концепцию, что школа — это не просто образовательное учреждение, это центр социума.

— Каким образом это реализуется в ваших проектах?

— Первое, на наш взгляд: у школы должен быть яркий, жизнеутверждающий облик, в целом нестандартный внешний вид, интересная, желательно не совсем прямоугольная геометрия планировки. Важно наличие необычных и при этом гибких, трансформируемых пространств, важны интересные и долговечные материалы отделки как снаружи, так и внутри, и еще целый ряд подходов и приемов, которые все вместе формируют необычное, нестандартное пространство. Пространство, изготовленное для того, чтобы дети в нем развивались, скажу даже так: провоцирующее детей на развитие. Еще у нас, у меня лично, есть понимание, что школа — это прообраз города. Чему главному в школе могут научиться дети? Это же совсем не набор знаний, которые можно гораздо проще и быстрее получить в интернете в нынешнюю эпоху, а навык социального общения и взаимодействия — и друг с другом, и со старшими, и с учителями. Значит, чем школа, ее физические пространства, объединяющие детей, принципиально круче онлайн-обучения? Тем, что это тренажер по социализации. Поэтому чем больше в школе пространств для неформального общения, тем это полезнее и важнее для учеников в плане их саморазвития и социальной адаптации. Получается игровая модель настоящего города, поскольку чем мы все, жители города, занимаемся — так это учимся общаться, взаимодействовать (желательно, бесконфликтно), запускать совместные проекты и инициативы, договариваться. В школьном пространстве очень важно это смоделировать.

— То есть вы и в саму архитектурную структуру школы закладываете принципы градоустройства?

— Конечно! Из чего традиционно состоит город? В нем есть центральная городская площадь — в школе это атриум с амфитеатром. У нас есть и проекты небольшого масштаба, на 200-300 учеников, и более крупные, на более чем две тысячи учащихся, и в каждом мы стараемся смоделировать образ города, в котором есть атриум с амфитеатром (причем в любом масштабе), классы — как жилые кварталы, коридоры — как улицы, спортивный и актовый зал — спортивный и культурный городской центр. Задача архитекторов — срежиссировать это пространство, чтобы оно, во-первых, было максимально удобным и логичным, во-вторых, воодушевляло учеников геометрией, видовыми решениями и характеристиками, и третье, самое главное, чтобы было как можно больше возможностей для взаимодействия, чтобы пространство провоцировало детей на общение друг с другом, на получение новых впечатлений.

«Архитектура — это такая вещь… Вот как ты сформируешь пространство, какой сценарий задашь, так люди и начнут действовать, причем сами того не ведая. На энергетическом, молекулярном уровне с помощью пространства можно по факту управлять человеческим сознанием. И тут, конечно, очень большая ответственность архитекторов как демиургов — создателей этих пространств», — утверждает Андрей Асадов.

*Есть в распоряжении Business FM

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию