Глава ВТБ предложил ввести в «Яндексе» внешнее управление
Лента новостей
По мнению Андрея Костина, выкуп актива за 7 млрд долларов «нецелесообразен» и компанию следует взять под контроль по схеме финского Fortum. Как к инициативе относятся эксперты?
Высказывания главы ВТБ Андрея Костина о будущем российского «Яндекса» и его голландской материнской компании прозвучали на ПМЭФ. Как заявил глава ВТБ, консорциуму российских инвесторов предложили купить долю в компании по рыночной цене, хотя указ президента требует от уходящих из России инвесторов продавать активы с дисконтом в 50%, поэтому «надо по схеме Fortum действовать, забрать в управление и вернуть им тогда, когда закончатся санкции».
Ранее Костин говорил Reuters, что в рамках переговоров обсуждалась цифра в 7 млрд долларов, а ВТБ предлагал меньшую сумму, и дискуссии были приостановлены.
Инициативу комментирует гендиректор инвесткомпании «Инфраструктура России» Станислав Машагин:
Станислав Машагин гендиректор инвесткомпании «Инфраструктура России» «Принципиально его посыл правильный. Можно поступать так с американскими инвесторами и с инвесторами из Европы или недружественных стран. Обязательно. Есть ООО «Гугл» — все, что сказал господин Костин, можно применить к «Гуглу». Забрать эту компанию по той же схеме. Это абсолютно похожая, сравнимая с «Яндексом» компания, абсолютно американская и на 100% принадлежащая материнской корпорации. Весь бизнес, весь поиск — это правильно. А вот российская компания «Яндекс», пускай даже зарегистрированная в иностранной юрисдикции, обладает прежде всего российскими акционерами. Это не только менеджмент, это не только сооснователь Аркадий Волож, это огромное количество частных инвесторов из России, из ближнего зарубежья, из СНГ, которые дружественно относятся к нашей стране. Поверьте, никто из врагов не держит акции российской компании. Сегодня это пророссийская аудитория, ее нельзя обижать. Тем более что сама компания «Яндекс» заработала абсолютное право делать со своими активами все что угодно, потому что это российский мировой бренд».
Основной акционер голландского «Яндекса» — траст сооснователя компании Аркадия Воложа, которому принадлежат около 8% капитала и 45% голосующих акций. Как пишет «Интерфакс», в свободном обращении находились около 88% капитала «Яндекса» (сейчас торги на NASDAQ приостановлены), до кризиса бумаги пользовались большой популярностью среди американских инвестфондов, в том числе Capital Group и Invesco.
Продолжает гендиректор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов:
Константин Симонов генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности «Я думаю, что условия забора активов у иностранных инвесторов будут зависеть от одного принципиального момента — насколько этим активом можно управлять без какого-либо участия этих самых инвесторов. В данном случае Костин считает, что «Яндекс» — это как раз тот актив, с которым новые российские потенциальные собственники способны справиться без каких-то прямых или косвенных контактов с иностранцами. Отсюда и простая идея: если мы способны самостоятельно этим активом управлять, зачем платить за него рыночную цену? Но тут есть, конечно, куча моментов, связанных, например, с тем, что, возможно, «Яндекс» как отдельная компания и способен функционировать без иностранцев, но в целом IT-индустрия в России все-таки чувствительна к кооперации с иностранцами, по крайней мере, с точки зрения «железа». И вот тут вопросы возникают: какие могут быть теневые договоренности относительно «серых» поставок комплектующих или программных решений? Все это важно».
Модель взятия под внешнее управления, о которой говорит Костин, в апреле применили к российским «дочкам» двух энергетических компаний — финской Fortum и немецкой Uniper. «Яндекс» сам по себе из России уходить не собирался, но для разделения внутренних и зарубежных активов материнской компании придумали сделку с продажей доли российским инвесторам.
Есть ли будущее у инициативы, если Москва прислушается к Костину? Вот как высказался об этом президент РСПП Александр Шохин в интервью главному редактору Business FM Илье Копелевичу на ПМЭФ:
Александр Шохин президент Российского союза промышленников и предпринимателей «Есть традиционный ответ: 50/50 — либо увижу динозавра на улице, либо нет. Здесь развилка, на мой взгляд, на уровне 50/50. В том числе потому, что Андрей Костин поднимает вопросы, которые существенны и для властей, и для российских участников процесса, в том числе тех, кто не вышел на финишную прямую. Отцы-основатели «Яндекса» хотят получить структуру, к которой не будет претензий на той стороне, и в то же время создать на этой стороне работоспособную структуру, которая не попадет под жесткие санкционные ограничения. Смысл разделения в этом, а не в том, чтобы удовлетворить амбиции тех или иных финансовых инвесторов».
Использование схемы Fortum в отношении «Яндекса» Костин объяснил тем, что американские инвесторы «не должны получать все, когда российские инвесторы на Западе не могут получить ничего», и назвал иностранный вклад в развитие IT-гиганта ничтожным. Акции «Яндекса» на Московской бирже, где оперируют как раз российские игроки, отреагировали на высказывания заметным падением — в моменте более чем на 4%, но к концу дня компенсировали примерно половину потерь.