Bloomberg: Россия стремится не допустить попадания в черный список группы по противодействию отмыванию денег
Лента новостей
Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег — авторитетная международная организация, членом которой Россия стала в 2003 году. В 2022-м членство было приостановлено. Решения FATF законодательной силы не имеют, но могут значительно осложнить финансовые отношения с банками других стран
Россия старается предотвратить введение новых финансовых ограничений — в этот раз со стороны так называемой FATF, сообщает Bloomberg. Инициатива о включении России в так называемый черный список группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег исходит от Украины. Заседание FATF должно пройти в Париже на следующей неделе.
Киев утверждает, что Москва нарушает стандарты организации, в том числе из-за военных связей с Ираном и Северной Кореей, размещения ядерного оружия на территории Белоруссии и «финансирования терроризма» через ЧВК «Вагнер».
Какова вероятность того, что Россия в этот список попадет и какие из-за этого могут быть последствия для ее граждан и компаний?
Россия вступила в международную организацию Financial Action Task Force, сокращенно FATF, в декабре 2003 года. Группа, разрабатывающая стандарты борьбы с отмыванием денег, приостановила членство России в феврале прошлого года. При этом за последние 20 лет Россия прославилась своей жесткой «антиотмывочной» политикой и почти повальной слежкой за крупными операциями. Российский Федеральный закон № 115-ФЗ «О противодействии легализации доходов, полученных преступным путем» стал за это время настоящим ночным кошмаром банкиров. То есть с этой стороны у России все в порядке, говорит международный юрист Кира Дмитриева:
Кира Дмитриева международный юрист «Действительно, действует антиотмывочное законодательство, которое строго выполняется. И сказать, что мы что-то изменили в этой сфере по сравнению с тем, как это было год-два назад, — нет. Мне кажется, это следствие будет больше для юридических лиц, которые ведут деятельность. Физические лица на себе этого никак не ощутят, потому что хуже тех ограничений, которые уже и так наложены на операции, сложно представить для частных лиц. То есть к санкционным ограничениям и ограничениям, которые введены нашим внутренним базам как ответка любым операциям с российскими компаниями, будет со стороны европейских стран более пристальное внимание. Я не уверена, что все страны согласятся и внесут нас в эти черные списки».
В преддверии заседания FATF Россия старается убедить около десятка стран, в основном своих главных торговых партнеров, не поддерживать решение о введении дополнительных ограничений. Речь идет о Турции, Индии, Саудовской Аравии, ОАЭ и Мексики. Подобное решение FATF может обойтись Турции до 1% от ее ВВП. При этом, как сообщает Bloomberg, до конца недели, то есть, видимо, в пятницу, Росфинмониторинг планирует организовать виртуальный саммит с участием стран БРИКС, чтобы обсудить этот вопрос. Такая активность связана именно с попыткой защитить крупные проекты и компании. Для рядовых граждан и так все уже достаточно тяжело и ситуация вряд ли сильно ухудшится, считает завкафедрой международного права Московского университета имени Грибоедова Алексей Автономов:
Алексей Автономов завкафедрой международного права Московского университета имени Грибоедова «Для граждан в какой-то мере, конечно, станет сложнее, хотя, в общем-то, ничего не изменится, поскольку сами по себе граждане, они как частные лица проверяются и за ними тоже следят и у нас, и у них. Конечно, с переводом денег будет сложнее, поскольку с таких стран, которые попадают в такие списки, любые переводы подвергаются особому надзору. Для самого государства станет сложнее, потому что любые заимствования, любые переводы в этом случае тоже будут под более пристальным вниманием. Возможно, даже будут заблокированы. Конечно, ничего хорошего не будет. Многое зависит от политического настроя большинства. Украина-то может подать куда угодно и по каким угодно поводам, но всем же очевидно, что это политизированный запрос».
В принципе, предписания FATF не имеют статуса международных законов и формально являются рекомендациями. Однако на практике большинство стран и их банковские системы стремятся соблюдать эти рекомендации, так как невыполнение может иметь серьезные последствия. Соблюдение этих стандартов рассматривается скорее как мера доверия в международной финансовой системе. Банки и финансовые учреждения, которые не соблюдают эти стандарты, могут столкнуться с трудностями, так как другие банки будут воздерживаться от отношений с ними из-за риска репутационных потерь и потенциальных санкций.