Глава ВТБ предложил перезапустить процесс приватизации в России
Лента новостей
Это могло бы обеспечить новую модель роста российской экономики, считает банкир. Он подчеркнул, что передача госсобственности в частные руки на прозрачных и рыночных условиях — это инструмент, который ранее уже доказывал свою эффективность
Обновлено в 15:01
Президент-председатель правления ВТБ Андрей Костин предложил перезапустить приватизацию. В колонке, написанной для РБК, он заявил, что сейчас необходимо реализовать большое количество проектов, на которые необходимы деньги: нужно построить новые логистические коридоры и создать транспортную инфраструктуру, создать надежную систему финансовых расчетов, провести импортозамещение во многих отраслях.
Деньги на все эти проекты Костин предлагает получить при помощи перезапуска приватизации, а также более смелого использования финансовых резервов и госдолга. По мнению главы ВТБ, российская экономика без существенных рисков для финансовой стабильности может дополнительно получить порядка 70 трлн рублей за счет госдолга. Эти средства можно привлечь в том числе за счет более активного участия крупнейших банков в размещении облигаций федерального займа.
По мнению главы ВТБ, приватизация неоднократно доказывала свою эффективность и российский бизнес накопил значительный потенциал. «Деньги в стране есть», — заявил Костин. Комментирует экономист Александр Исаков:
— Со следующего года расходы правительства будут довольно жестко ограничены бюджетным правилом. Расходы будут примерно такими же, как и в этом году, это значит, что в реальном выражении возможность государства тратить снизится, поэтому, видимо, предложение о приватизации связано с тем, чтобы увеличить расходы косвенно, то есть под чертой продать одни активы с баланса Росимущества, продать акции госбанков или госкомпаний и купить на них другие активы, более реальные: дороги, мосты, трубопроводы.
— Если мы говорим о второй волне приватизации, о каких компаниях может пойти речь?
— Правительство будет должно смотреть на спрос, то есть на те компании, которые можно с выгодой по рыночной цене продать публике. Думаю, что там должно исполняться два критерия. Первый — должны быть компании, которые приносят дивиденды. У нас сейчас очень много розничных инвесторов, это большинство инвесторов, и в первую очередь они смотрят на доходную, дивидендную истории. С другой стороны, это должны быть компании, где низок риск разного рода разовых сборов, неожиданных изменений в законодательство и так далее. Я думаю, что оба условия исключают сырьевые компании. В первую очередь под такие критерии подходят госбанки.
— Есть ли достаточное количество оснований, чтобы предполагать, что государство пойдет на еще одну приватизацию?
— Последнюю крупную приватизацию мы видели на стыке 2015-2016 года, это была «Роснефть», тогда правительство выручило чуть больше 750 млрд рублей от этой продажи. Сейчас бюджетные ограничения жесткие, примерно такие же жесткие, как были в 2015 году, поэтому я думаю, что потребность государства в этом высока, примерно так же, как была тогда, поэтому я думаю, что вероятность высока.
Комментирует директор Центра исследований экономической политики экономического факультета МГУ Олег Буклемишев:
Олег Буклемишев директор Центра исследований экономической политики экономического факультета МГУ «В России сейчас идет масштабный процесс перераспределения собственности и контроля, это очевидно по причине, что уходят иностранные собственники, происходят резкие изменения в структуре российской экономики, активы сейчас будут перераспределяться. Что касается государственной собственности, обычно перед приватизацией государственной собственности ставятся две цели, одна фискальная — получение доходов, и вторая — повышение эффективности. В нынешних условиях, мне кажется, ни первой, ни второй цели с помощью приватизации добиться не удастся. Чтобы заниматься массовой и хорошо организованной приватизацией, вам нужно соблюсти целый ряд условий. Во-первых, это предсказуемая траектория развития экономики и основных предприятий и отраслей. Это мы сейчас гарантировать не можем, поэтому любой собственник или потенциальный собственник будет оценивать перспективы с широким коридором и скорее всего будет недооценивать собственность, а не переоценивать ее. Во-вторых, сами по себе условия продажи, которые мы сегодня можем представить, тоже должны быть прозрачными, равными для всех и обеспечивать тот переход в руки наиболее эффективного собственника, который не удался в 90-е годы. Это тоже в сегодняшних условиях обеспечить не удастся, скорее всего, предприятия, которые на сегодняшний день имеют крупнейшие ресурсы, как финансовые, так и административные, просто умножат свои империи, а с точки зрения повышения эффективности, боюсь, ничего в корне не сдвинется».
Комментирует главный экономист ПФ «Капитал» Евгений Надоршин.
Евгений Надоршин главный экономист ПФ «Капитал» «Если мы говорим о госдолге, там все понятно, у российского государства в нынешних обстоятельствах нет другого выбора, кроме как наращивать долг, вопрос какими темпами, как это размещать, как работать с инвесторами. Что касается приватизации, тут другая история, никаких особых перспектив у нее я не вижу, вообще не понимаю суть, смысл предложения, учитывая. насколько существенный вклад банк ВТБ сам внес в сокращение числа частных банков в стране. Для этого сейчас нет предпосылок, с точки зрения того, какие активы могло бы предлагать государство для приватизации. Несложно отметить, что процесс приватизации фактически прекратился вовсе не в 2014 году с санкциями, а гораздо раньше, после кризиса 2008-2009 годов. Если в лучшие годы у государства нечего было предложить, более того, после той же реформы РАО «ЕЭС», но не только, власти скорее целенаправленно укрупняли финансовый бизнес, чему государственный бизнес совершенно не противился, и вполне осознанно сокращали присутствие частного сектора во многих сегментах российской экономики. Это было видно и в финансах, и в энергетике, и во многих других секторах. Как результат, очевидно, что то, что сейчас с таким трудом за 15 лет отстроено в госсекторе в части формального и неформального влияния, наверное, частному сектору предлагать не будут. С таким предложением идти на приватизацию смешно. То есть интересного, стоящего мы не дадим, а неинтересное никому не нужно».
По мнению Костина, приватизация была фактически приостановлена на фоне санкций 2014 года. Ее возобновление может помочь укрепить основы рыночных механизмов, придать динамику развитию фондового рынка и обеспечить рыночную конкуренцию.