Китай может запретить поставки редкоземельных металлов в США
Лента новостей
Редкоземельные магниты имеют важное значение при производстве электромобилей, мобильных телефонов, компьютеров, космических аппаратов. Китай является крупным поставщиком редкоземельных металлов
В Пекине готовят расширение списка экспортных ограничений, пишет Nikkei Asia. Сообщается, что американским компаниям могут либо запретить, либо усложнить закупку в Китае технологий для создания редкоземельных магнитов, которые используются в том числе при производстве батарей.
Сегодня на Китай приходится львиная доля мирового выпуска редкоземельных металлов — чуть ли не 70%. Как указывает Nikkei, в последние годы США пытались сократить зависимость в этой области, но большая часть добываемых в стране редкоземельных металлов отправляется на обработку в КНР.
О возможном эмбарго и его последствиях рассуждает директор Института социально-экономических исследований Финансового университета Алексей Зубец:
Алексей Зубец директор Института социально-экономических исследований Финансового университета «На Китай приходится половина добычи редкоземельных металлов. На его территории расположены основные месторождения, где добывается исходное сырье для производства разного рода батарей. Запрет Китая на экспорт своей продукции в США и западные страны несет очень серьезный ущерб этим странам, этим индустриям, потому что Китай невозможно заменить. Половина добычи исходного сырья — это очень много. Это разговор, который на сегодняшний день имеет предупредительный характер. Объяснение: Китай может остановить западную электронную промышленность и нанести очень серьезный ущерб — объем производства может резко упасть, а стоимость исходных материалов для производства электроники может резко вырасти. Разрыв цепочек негативно повлияет и на китайскую промышленность. Ровно поэтому до сих пор такого серьезного шага от Китая никто не дождался, хотя вариант эмбарго на экспорт редкоземельных металлов в последние несколько лет рассматривается и висит как дамоклов меч над западной промышленностью производства микроэлектроники».
На фоне сообщений о возможной эскалации технологического противостояния между Пекином и Вашингтоном одна американская компания идет против течения. Как пишет Bloomberg, открыть на территории КНР крупный завод по производству батарей планирует Tesla. Агентство называет намерения Илона Маска «ставкой» на Китай и высказывает сомнения в том числе в спросе на продукцию фабрики.
Целесообразность инициативы комментирует автоэксперт Артем Бобцов:
Артем Бобцов автоэксперт «Само по себе строительство фабрики по производству аккумуляторов на рынке, где сейчас реализуется больше всего электрокаров, с экономической точки зрения целесообразно. Это и логистика, это и рабочая сила, это и внутристрановое регулирование. Риски есть, они понятны. Страны обмениваются торговыми ударами в отношении друг друга, причем в очень чувствительных отраслях. США блокируют развитие индустрии чипов в Китае всеми возможными способами, а китайцы в ответ перестанут отправлять магниты из редкоземельных металлов — они почти монополисты на этом рынке. Но при всем при этом, если посмотреть вперед и глубже, поводов для серьезной крупномасштабной торговой войны между Китаем и США нет, потому что от нее пострадают обе стороны, причем, думаю, в равной степени. По этой причине, думаю, все ограничится предупредительными ударами и стороны придут к новому балансу, связанному с тем, что не будут особо помогать друг другу в развитии каких-то отраслей, но и мешать тоже особо не будут, потому что любые торговые барьеры всегда направлены против обеих сторон в современной экономике, которая увязана между собой всевозможными нитями и связями».
Вне зависимости от решения Пекина по экспорту редкоземельных технологий США и Европа стремятся сократить зависимость от КНР. Как писал The Economist, главной ареной здесь становится Африка, где может находиться до 30% мировых запасов редкоземельных металлов.
По данным издания, ключевые игроки стремятся застолбить там как можно больше территории. Например, 70% мировой добычи кобальта приходится на Конго, и китайский бизнес уже приобрел доли в подавляющем большинстве местных добывающих его компаний.