«Тинькофф инвестиции» переведут активы клиентов другому брокеру из-за санкций ЕС
Лента новостей
Для клиентов ничего не изменится, все инвестиционные инструменты и сервисы останутся в полном объеме в приложении, сообщили в банке
Попавший под европейские санкции Тинькофф банк заявил, что «Тинькофф инвестиции» переведут активы клиентов другому брокеру, но не назвал его. Это займет до трех недель. Все привычные инвестиционные инструменты и сервисы будут в полном объеме доступны в приложении, говорится в его сообщении. В банке также сказали, что санкции «не повлияют на обслуживание клиентов».
Одновременно ЕС ввел санкции против Росбанка и Альфа-банка, но оба они уже находились в американском списке SDN, который подразумевает блокирующие санкции США. Поэтому для этих кредитных организаций санкции ЕС не страшны.
В итоге в списке системно значимых не под санкциями остались только две «дочки» иностранных банков — Райффайзенбанк и Юникредит банк.
Ранее под американские санкции попали 11 российских банков. Минфин США расширил санкционный список российских банков, добавив в него не только один из крупнейших — МКБ, который уже находился под секторальными санкциями США и был отключен от SWIFТ, — но и банки второго эшелона. Это МТС-банк, «Уралсиб», Уральский банк реконструкции и развития, «Санкт-Петербург», «Зенит», Металлинвестбанк, СДМ-банк, Ланта-банк, новосибирский банк «Левобережный», приморский банк «Приморье». Например, у Металлинвестбанка есть долларовый корсчет в казахстанском First Heartland Jusan Bank, посредник — американский The Bank of New York Mellon, у банка «Уралсиб» есть корсчет в долларах в этом американском банке.
Наложенные на эти кредитные организации ограничения — SDN-лист — подразумевают полную блокировку имущества на территории США и запрет на любые транзакции в американские юрисдикции. Американский Минфин дал срок на сворачивание операций с этими финансовыми организациями до 25 мая кроме МТС-банка и банка «Левобережный». Также банки «Зенит» и «Санкт-Петербург» должны до 16 мая закрыть операции, связанные с импортом энергоносителей из России. МТС-банк только в феврале получил лицензию на работу в Объединенных Арабских Эмиратах.
Эмиратский ЦБ выпустил заявление, в котором сообщил, что изучает варианты дальнейшей работы российского МТС-банка в стране. Кредитные организации из санкционного списка США уже предупредили, что могут возникнуть проблемы с картами UnionPay за рубежом, и рекомендовали клиентам снять с них средства. Приложение МТС-банка уже удалено из из App Store и Google Play. Также из App Store пропало приложение «МТС Pay». На территории России все банки работают в штатном режиме.
Конечно, самым пострадавшим будет «Тинькофф», считает директор по анализу финансовых рынков и макроэкономики ИК «Восточные ворота» Александр Тимофеев:
— Здесь есть две части проблемы. Первая — это то, что «Тинькофф» сейчас торгуется как депозитарная расписка, собственно, без оригинальной акции, и торгуется он на Западе, и до текущего момента операции с его бумагами были разрешены. Соответственно, если он попадает в тяжелые санкционные пакеты, это значит, что «Тинькофф» станет первой крупной российской компанией, которая вынуждена будет провести декомпиляцию, то есть каким-то образом делистинги там, листинги здесь, и, кажется, что это самая большая проблема и для инвесторов в «Тинькофф», и для самого «Тинькофф». Вторая часть, что, наверное, «Тинькофф» как бизнес был самым розничным банком, самым демократичным и самым быстрорастущим, и я боюсь, что все проблемы с отсутствием доступа к торгам, с отсутствием переводов, которые, правда, уже давно отсутствуют, с софтом могут не очень хорошо сказаться на его розничном бизнесе. Но для «Тинькофф» это все не новость, он явно готовился, у него сильная команда, поэтому я думаю, что он справится. Резюмируя все эти разговоры очень неприятные, оптимизма они на рынок не добавят, но и какого-то ужас-ужаса нет, все давно к этому шло, и знаете, как говорят, «потерявши голову, по волосам не плачут».
— А с приложениями будет такая же история, то есть будут новые какие-то создавать, если вдруг удалят?
— Будет два направления. Первое направление заключается в том, что это, конечно, даст мощный толчок к развитию наших собственных маркетплейсов для приложений, я имею в виду. Да, есть большие аппаратные сложности по интеграции этого в iPhone, но дорогу осилит идущий. И второе, в отличие от всех остальных, у «Тинькофф» нет физических офисов, в которых этим можно было бы заниматься, но у него есть большая армия консультантов, которые смогут помочь клиентам в будущем устанавливать эти приложения. Сбербанк же полностью прошел этот путь, и у него все прекрасно работает.
— «Дочку» вот эту, куда переводят с Санкт-Петербургской биржи активы, ее могут отследить, так и будут перебрасывать на разные другие компании?
— Здесь европейцы также заинтересованы разрешить эту коллизию, как и мы. Люксембург не принял на данный момент окончательного решения относительно разблокировки бумаг, и Люксембургу в данном случае совершенно неважно, с кем общаться — с «Тинькофф» или с его «дочкой». Я думаю, что переброска бумаг здесь — это не попытка уйти из-под санкций, а это всего лишь попытка дать возможность нашим западным партнерам так или иначе пойти на диалог. Люксембург просто не может общаться с санкционной компанией, но он хочет, поэтому будет там «Тинькофф-2» формально не аффилированный. Но вопрос разблокировки активов гораздо более сложный, явно идет в связке с вопросом разблокировки уже активов недружественных нерезидентов со стороны нашего ЦБ, поэтому я думаю, что там договорятся. Там очень небольшие деньги на самом деле, и самое главное, что решения пока все равно нет, поэтому, возможно, это не последняя переброска. Мнение в комьюнити, с кем я общаюсь, заключается в том, что условный «физик» с большим пакетом, который получает европейского гаранта и готов этим заниматься, сможет добиться разблокировки, но на уровне брокеров, на уровне больших структур, конечно, Люксембург не будет идти навстречу, ровно так же, как не будет идти навстречу российский ЦБ».
В апреле 2022 года после попадания под блокирующие санкции США «Сбер» перевел активы клиентов своего брокера в «КИТ Финанс», выяснил Frank Media. «Альфа-инвестиции», тогда же попавшие под ограничения, отказались от централизованного перевода иностранных бумаг из-за «санкционных ограничений» и рисков для клиентов, поэтому клиенты могли сами выбрать брокера для перевода.