Средний чек на продукты для блинов в феврале вырос на 7%
Лента новостей
При этом, инфляция в стране за прошлый год увеличилась почти на 12%. О чем говорят эти цифры и что замечает бизнес?
В России подорожала себестоимость блинов. Об этом сообщает РИА Новости со ссылкой на сервис «Чек Индекс». Это проект компании ОФД, оператора фискальных данных, через которого проходит информация о покупках россиян.
По данным сервиса, за год средний чек на продукты для блинов вырос в среднем на 7%. За основу взяли традиционный рецепт. Пол-литра молока, 200 граммов муки, два яйца, подсолнечное масло. При этом, инфляция за прошлый год составила почти 12%, то есть блины, если брать в расчет этот индекс, подорожали гораздо меньше, чем выросли средние потребительские цены. Хотя в заведениях общепита стоимость блинов увеличилась гораздо сильнее — на 18%. Но с учетом того, что в прошлом году цены на продукты то взлетали, то падали, все логично, говорит главный экономист ПФ «Капитал» Евгений Надоршин.
Евгений Надоршин главный экономист ПФ «Капитал» «Нет ничего удивительного в том, что какие-то позиции отклоняются по динамике цен от среднего. Если бы так не было, то это, скорее всего, и было бы удивительно. Поэтому тот факт, что блины подорожали на 7% за год при средней инфляции чуть меньше 12%, выглядит вполне нормально. То есть какие-то позиции чуть больше, какие-то позиции чуть меньше, и это совершенно не принципиальное отличие, особенно учитывая, какие скачки цен мы наблюдаем на протяжении последнего года, когда одна и та же позиция могла сначала подешеветь, потом дорожать, потом опять дешеветь».
Цены на муку у нас движутся, как говорит президент Российского союза мукомольных и крупяных предприятий Игорь Свириденко, разнонаправленно. И если в каком-то регионе она могла подорожать на 5%, то в другом, наоборот, подешеветь. Потребление пшеничной муки, по данным центра «Агроэкспорт» при Минсельхозе за 2021 год, — примерно около 55 килограммов в год на человека. Килограмм стоит в районе 50 рублей. То есть цифры в общем продуктовом чеке россиянина совсем небольшие. Продолжает Игорь Свириденко.
Игорь Свириденко президент Российского союза мукомольных и крупяных предприятий «Я привожу всегда такой пример. Московское правительство, когда была пандемия, пригласило предпринимателей и стало говорить: вы знаете, у нас мука подорожала не на 5%, а на 20%. А я в мэрии сижу и говорю: а вы знаете, что такое для москвича подорожание муки на 20%. Они говорят: нет, не знаем. Я говорю: это в месяц две поездки на метро, а в год — я тут машину у вас припарковал под мэрией — 380 рублей в час, два часа мне постоять — и это и есть подорожание муки для людей в 20%. Вот о каких цифрах мы говорим».
И можно обратить внимание, что индексы вроде оливье, борщового набора и так далее вряд ли очень хорошо говорят о том, что в реальности происходит с ценами. Более или менее репрезентативным считается индекс бигмака, который отражает стоимость одного набора популярных товаров, а также услуг по его производству в разных странах. А на его основе — паритет покупательной способности и стоимость валют. Но и к нему экономисты относятся шутливо. Впрочем, после ухода «Макдональдса» из России этого индекса у нас теперь нет. Зато есть индекс блинов.