Строительный рынок, часть I: импортозамещение в действии
Лента новостей
Замешательство начала 2022 года полностью преодолено, считает президент Национального объединения строителей Антон Глушков. Процесс импортозамещения в строительной сфере набирает обороты, аппетиты российских производителей растут, хотя узкие места и нерешенные проблемы еще остаются
Согласно профессиональным оценкам Национального объединения строителей, раньше доля импортных комплектующих в строительных проектах составляла от 5% до 60%. Теперь сократилась вдвое — запущенный процесс импортозамещения дает результат. Так что на недавней встрече с журналистами президент НОСТРОЙ Антон Глушков назвал замешательство начала 2022 года полностью преодоленным.
В том числе благодаря каталогу импортозамещения — электронному сервису для поиска и подбора стройматериалам, изделиям, оборудованию, машинам и механизмам иностранного производства аналогов, произведенных на территории РФ или дружественных государств. НОСТРОЙ совместно с Минстроем запустил каталог прошлой весной, и сейчас им пользуются уже около 200 тысяч организаций: федеральные и муниципальные заказчики, девелоперы и их подрядчики, архитекторы и проектировщики.
Сегодня это если не единственный, то самый полный перечень того, что представлено на российском рынке. Как отмечает Антон Глушков, европейской и американской продукции уже найдены аналоги из 36 стран. Хотя в самом каталоге пока значатся 470 производителей только из восьми стран, причем в весьма неравных долях: 80% приходится на компании из России, 18% — из Китая, 2% — из Белоруссии и других государств. Но со временем этот расклад, возможно, будет меняться.
На данный момент в каталоге содержатся 2465 позиций, заменивших предложения 396 иностранных производителей. Тут, кстати, стоит напомнить, что постановлением правительства № 579 были введены особенности проведения экспертизы в 2022 году, которые затем были продлены до конца 2023 года.
Как поясняет начальник Главгосэкспертизы России Игорь Манылов, в случае если застройщик заменил указанные в проекте стройматериалы на аналогичные, не уступающие по качеству, повторная экспертиза проводится бесплатно, а сроки ее проведения практически во всех случаях уменьшаются вдвое и не превышают 14 рабочих дней. Если же замена стройматериалов на аналоги не привела к увеличению стоимости строительства более чем на 30%, повторная экспертиза проектной документации не проводится.
Любопытно, впрочем, что, по данным НОСТРОЙ, 70% иностранных производителей стройматериалов никуда из России не ушли, работают под своими брендами и ровно на тех же территориях. Через ребрендинг прошли 21% компаний, произошла смена бенефициаров с возможностью обратного выкупа, но на рынке эти компании остались (классический пример — компания «Отис лифт», бывшая «дочка» американской Otis Worldwide Corporation, сменила название на «Метеор лифт». Условие об изменении наименования юридического лица, товарного знака «Отис», а также продукции и услуг, выпускающихся под одноименным брендом в России, были частью сделки по приобретению российских активов Otis Worldwide Corporation российским холдингом S8 Capital, который занимается созданием и развитием высокотехнологичных продуктов).
И только 9% производителей (прежде всего представленных в сегменте инженерного оборудования) действительно покинули Россию. Причем наибольший радикализм проявили американцы, европейцы в своем уходе оказались более сдержанными.
Российские компании, в последнее время нагулявшие существенный производственный аппетит, проявляют к каталогу импортозамещения НОСТРОЙ все больший интерес. Правда, как подчеркивает Антон Глушков, есть тут один тонкий и не очень приятный момент.
Антон Глушков президент Национального объединения строителей «За состояние промышленных дел отвечает Фонд развития промышленности — структура Минпромторга. Мы подсчитали, что за семь лет существования фонда им был рассмотрен всего 51 проект в области производства строительных материалов, и за этот срок выделено 12 млрд рублей. Чуть больше 1 млрд рублей в год — это не та величина поддержки, которая требуется, на наш взгляд, рынку производства стройматериалов. Поэтому благодаря каталогу мы бы хотели подчеркнуть нехватку определенных позиций и заострить на этом внимание в том числе Минпромторга».
Другое узкое место каталога, да и всего процесса импортозамещения в отрасли, — строительная техника. Большая часть компаний использовали и по сей день используют технику иностранного производства, средний срок службы которой составляет пять-шесть лет, рассказывают в НОСТРОЙ. Ну а дальше проблемы, разруливать которые сегодня весьма непросто.
«Пока реально в качестве замены мы видим только китайскую технику, прежде всего для дорожного строительства. Думаю, что мы, на этот раз с «Росавтодором» (у них есть каталог той продукции, которая выпускается в России) и компаниями — производителями дорожной техники, постараемся собрать воедино все данные и включить их в наш каталог импортозамещения», — делится планами Антон Глушков.
Еще одна каталожная новинка — интерактивная карта производств строительных материалов, с которой уже можно ознакомиться в тестовом режиме.
«В себестоимости стройки часто ключевую роль играет не цена самого материала, а цена его доставки до площадки. В этой связи привязка к территории и логистическая доступность — крайне важные для профессионалов величины. Но до сих пор ресурса, который отражал бы наличие и местоположение производителей стройматериалов в разрезе крупных блоков, не было. Думаем, наша интерактивная карта станет для строителей удобным средством для налаживания контактов с производственным сектором», — поясняет Антон Глушков.
По оценке НОСТРОЙ, сегодня в России примерно 85% стройматериалов выпускается в соответствии не с ГОСТами, а с техническими условиями, которые разрабатывает сам производитель.
«Многие скептики называют это фальсификатом, хотя это на самом деле не совсем так, скорее надо говорить о некотором упрощении, снижении определенных характеристик для удобства и экономии производства. Но в этой связи службам, отвечающим за снабжение стройки, действительно очень сложно разобраться, что стоит покупать, что нет. Дабы не допускать на рынок низкопробный фальсификат, мы решили объединить усилия с аккредитованными строительными лабораториями (для справки: лабораторий на территории РФ действует более 10 тысяч, но только 800 из них прошли через Росаккредитацию). Так вот, результатом нашей совместной работы станет «знак качества», который будет стоять в каталоге и подтверждать заявленные характеристики стройматериала, технического узла или оборудования», — рассказывает Антон Глушков.
Всегда надо с чего-то начинать. В данном случае пилотным проектом станет строительство аэропорта в Ульяновске и, соответственно, будут протестированы компании-производители, задействованные на этом объекте. НОСТРОЙ обещает делиться промежуточными результатами исследований и честно рассказывать, чья продукция может называться качественной, а чья, извините, нет.
Наконец, шаг, который Антон Глушков называет смелым и даже прорывным, — формирование Центра строительных технологий: решение о создании этого консорциума принято в самом конце 2022 года.
«На сегодняшний момент большая часть строительных технологий и производств во многом копируют иностранные разработки. И по большому счету НИОКР в области стройки и стройматериалов последние 15 лет почти не было. Понимая, что зависимость от иностранных партнеров у нас сейчас должна быть минимальная, мы считаем, что научное развитие в строительной области требует консолидации усилий. Сейчас выжившая строительная наука занимается теми исследованиями и разработками, которые удобны самим НИИ, а не теми, которые востребованы со стороны бизнеса. После долгих дискуссий нам удалось собрать воедино научные институты, национальные объединения, профильные министерства и правительственные структуры, чтобы совместно определять приоритеты НИОКР и, скажем так, формировать спрос на науку», — говорит Антон Глушков.
По его словам, особые надежды возлагаются на крупные финансово-промышленные группы, которые единственные за последние годы заказывали и финансировали научные исследования, а затем приводили результаты научных поисков на свои стройплощадки. Но в целом строительная отрасль весьма консервативна, связана по рукам и ногам строгими техтребованиями и потому к технологическим новинкам относится с осторожностью. Стало быть, как считают в НОСТРОЙ, нужны стимулирующие меры.
«Конечно, сначала надо эти технологии сформировать, чтобы было что внедрять. Но я очень надеюсь, что уже в третьем квартале этого года мы будем обсуждать вопрос стимулирования бизнеса, готового смотреть в сторону новинок. В частности, такие преференции могут рассматриваться в рамках заключения строительных госконтрактов», — подчеркивает Антон Глушков.
Звучит, конечно, убедительно. Но что думают сами игроки рынка о каталоге импортозамещения? О плюсах и минусах практики перехода на аналоги? В целом о положении дел в сфере импортозамещения? Беседы с профессионалами рынка убеждают: да, процесс пошел и даже успел к чему-то прийти, но вопросов остается немало.