16+
Суббота, 23 ноября 2024
  • BRENT $ 75.28 / ₽ 7722
  • RTS792.67
28 декабря 2022, 10:00 Недвижимость

Егор Арсенихин, Vazuza Country Club: «Пик продаж мы для себя установили на 2024 год»

Лента новостей

В компании настроены оптимистично: несмотря на то что планы пришлось пересмотреть, 2023 год прогнозируется более успешным, чем 2022-й. Ожидается, что потенциальные клиенты адаптируются к изменившимся условиям, а также исчезнут панические настроения

Егор Арсенихин
Егор Арсенихин Фото: пресс-служба

Vazuza Country Club — это загородный отель, который расположился на берегу Вазузского водохранилища в Смоленской области. Отель предлагает не только отдых, но и инвестиции в загородную недвижимость. Потенциальные инвесторы могут купить дом на территории отеля, а дальше распоряжаться им по собственному желанию: использовать как дачу или сдавать. Многие собственники, купившие дом в Vazuza Country Club, предпочитают второй вариант, таким образом окупая вложения и получая стабильный доход. Управляющий директор компании Егор Арсенихин в интервью BFM рассказал, как на данный момент обстоят дела с инвестициями в загородную недвижимость в России, насколько изменился спрос на такой вид вложений в последние три года, а также поделился мнением о том, насколько рискованно и выгодно инвестировать в недвижимость за рубежом.

Расскажите, пожалуйста, про инфраструктуру поселка. Чем обычно занимают себя гости, когда приезжают на выходные, когда приезжают на отдых?
Егор Арсенихин: Я начну с классического описания, а потом выделю наши нюансы. Базовое это гостиничный комплекс, который находится в 200 километрах от МКАД по направлению Минское-Новорижское шоссе, это Смоленская область, на границе с Московской. Поселок расположен на берегу Вазузского водохранилища, непосредственно граничит с водой. Это основная идея, и инвестор именно по этому принципу купил здесь земельный участок, потому что здесь есть большая вода. Это немного отличается от остальных водохранилищ, потому что обычно водохранилища сильно застроены. А у нас на Вазузе везде подохранные зоны, лесные хозяйства, здесь просто в принципе нет земельных участков под застройку. Мы там взяли уникальную землю, зная, что рядом с нами вообще ничего не будет, кроме лесов и природы. Из чего состоит гостиничный комплекс: основная территория — это классическая гостиница, 12 коттеджей, ресторан, спа-центр, магазин проката, пляж с лодочной станцией. Также благоустройство, различные фотозоны. Далее на базе основной территории у нас разбивается земля при отеле, на этой земле появляются поселки инвестиционные, где люди могут купить себе домовладение и подключиться к нашей гостинице. То есть ты покупаешь дом, приезжаешь отдыхать туда, а когда не приезжаешь, мы его сдаем гостям. Соответственно, такие поселки, их несколько, и сейчас у нас есть три зоны застройки, это около 20 гектаров плюс к нашей территории, у нас около 40 гектаров застроенной территории. Чтобы поселки, которые при отеле, тоже были привлекательными, мы развиваем инфраструктуру. Там у нас открылись еще два ресторана, и в процессе открытие дополнительных фотозон, детского клуба, фермерского магазина. Таким образом, территория становится интереснее, больше. Некая уникальная особенность сеть лесных дорожек, которая пронизывает всю территорию. Ночью там работает подсветка, можно гулять, бесконечно фотографироваться. Сейчас явно виден спрос на такие вещи чтобы можно было спокойно гулять, не видясь при с другими людьми, чтобы было не тесно.
Можете кратко рассказать про туристические маршруты?
Егор Арсенихин:Мы их называем у себя «экотуры». Есть несколько разновидностей. Можно на катере поехать с обзорной экскурсией по водохранилищу, тут есть такая затонувшая церковь, таковое знаковое место, вот это интересно посмотреть. Есть специальный романтик-тур мы привозим на красивый остров, готовим корзину с фруктами и так далее. Приезжаешь, проводишь время. Также прогулка включает купание среди водохранилища. Также есть другие туры. Мы садимся на квадроцикл или зимой на снегоходы, едем смотреть на оленей, красивые лесные участки. То есть это все природные туры, мы не возим смотреть на достопримечательности.
Фото: пресс-служба
А это все включено в стоимость или за дополнительную плату?
Егор Арсенихин:Нет, это все за дополнительную плату. Там стоимость разная, обычно на любую такую экскурсию подразумевается аренда техники.
У вас на сайте есть раздел про ассоциацию при поселке, в которую вступают все собственники, которые приобрели дома в поселке. Расскажите, что это такое и почему каждый собственник должен вступить в нее?
Егор Арсенихин:Суть в следующем. Вообще, любой жилой поселок должен как-то регулироваться, обычно есть какое-то ТСЖ, которое создается для того, чтобы люди могли как-то договариваться, как-то влиять на судьбу своего поселка. Это первая причина. Базово ты, покупая какой-то продукт, должен иметь какие-то права, что ты можешь гарантированно проехать к своему дому, ты должен понимать, что те общественные зоны, которые в поселке существуют, не превратятся в какую-то дополнительную застройку. Для инвестора гарантия и защита, что у тебя эти права останутся. Но если смотреть глубже, то надо регулировать в целом застройку внутри. У нас есть зоны с определенным архитектурным стилем. Ассоциация регламентирует правила застройки. Если ты их не исполняешь, это является причиной исключения. Поэтому она существует. Когда человек оплачивает вступительный взнос, он оплачивает долю в общем имуществе.
А если человека исключают из ассоциации, что следует за этим?
Егор Арсенихин:Вообще, исключение из ассоциации подразумевает, что как минимум мы не сможем заключить с человеком агентский договор. Это важный момент для большинства людей, что ты не сможешь получать доход. И хороший рычаг воздействия. Когда люди покупают у нас дом, они уже видят нашу картинку, они понимают наши принципы, они покупают именно за этим. Поэтому они разделяют нашу концепцию заведомо, поэтому мне видится небольшой риск, что человек, какой-то злостный нарушитель, который вступит в ассоциацию, потом будет все нарушать, пропадет и перестанет сдавать свой дом, логики в этом мало.
А бывали ли такие случаи, когда люди намеренно изначально отказывались и хотели самостоятельно все делать, жить сами в этом доме, не сдавать его и отказывались от вступления — или это что-то за гранью фантастики?
Егор Арсенихин:Тут можно разделить на два. Если человек хочет сдавать дом сам, зачастую мы просто раскладываем ему экономику, и это просто невыгодно. Ты не сможешь убирать дом, не сможешь его ремонтировать, точнее, ты сможешь это делать, но это будет дороже. У нас есть инфраструктура, есть своя прачка, и в масштабе нам это делается дешевле, чем индивидуальному инвестору, который купил один-два дома. Это просто банально дороже. Это первая часть ответа. А вторая часть касательно тех, кто в принципе не хочет сдавать дом, окей. Такие есть на самом деле, у нас есть несколько домов, которые не сдают, просто купили себе дачу. Но так получается, что для того чтобы приобрести землю, ты все равно должен одномоментно вступить в ассоциацию и внести этот взнос. Дальше риск того, что он начнет все злостно нарушать, действительно есть, потому что по Гражданскому кодексу ты сильно защищен, на своем участке можешь делать все, что угодно. Тут скорее работа уже, коммуникация с управляющей компанией, все равно мы общаемся с человеком, рассказываем про наши принципы. Обычно с этим все о'кей. Если кто-то начнет это нарушать, ну, это менеджерская работа с человеком.
Следующий вопрос у меня о том, как обстояли дела во время пандемии. У вас указано, что в этот период заполняемость выросла на целых 30%. Мне казалось, что в тот период многие бизнесы, наоборот, страдали от снижения нагрузки, от снижения прибыли, а у вас она выросла. Как так получилось?
Егор Арсенихин:Пандемия на загородную, на гостиничную сферу очень благоприятное воздействие оказала. Большинство людей устали сидеть в своих квартирах, это первый такой тезис. Я и сам устал. Поэтому все хотели выбраться куда-то. У нас место для этого идеально подходит. Потому что все наши объекты имеют индивидуальный вход, ты не должен входить через общее лобби, мы сделали полностью бесконтактное заселение. Ты приезжаешь в свой домик и там сидишь или выходишь на улицу, гуляешь, ни с кем там не встречаясь. Гостиница не попала под ограничения, нам нужно было закрыть общие зоны ресторан, спа-центр,что мы и сделали. Мы доставляли бесконтактно еду в домик. Мы получили полностью заселение, у нас в период острой пандемии была 100-процентная заселяемость, домики разобрали помесячно, люди постепенно перевозили сюда свои вещи. Когда пандемия ослабла, от нас выезжали караванами, люди с прицепами вывозили все свои вещи. Поэтому, разумеется, для загородных отелей пандемия это стопроцентный плюс. Так не очень говорить, но фактически так и есть. Плюс люди стали активно покупать недвижимость, поэтому мы выиграли сразу в наших двух бизнес-моделях: и гостиница росла, и активно продажи росли.
А были ли какие-то фишки, которых до пандемии не было, а во время пандемии они вынужденно появились? Вы упомянули бесконтактную доставку. Может быть, еще что-то интересное появилось, хотя раньше вы об этом не думали?
Егор Арсенихин:На самом деле это, наверное, основное. Многие люди, которые приезжали, действительно переживали насчет пандемии, они боялись заразиться. Все услуги были бесконтактны, это основа, больше ничего не предлагали. Этого оказалось достаточно, чтобы загрузить отель полностью. Дополнительных действий было не нужно.
Сейчас это осталось, прижилось?
Егор Арсенихин:Нет, не прижилось. Сейчас это все убрали.
Сейчас заполняемость отелей снизилась по сравнению с пандемийным периодом?
Егор Арсенихин:И да, и нет. На самом деле с пандемическими годами мы вообще не сравниваем, мы для себя этот период за скобками оставили, стараемся с предыдущими сравнивать. То есть заполняемость действительно упала по сравнению с пандемией. Сейчас мы сравниваем с допандемическим периодом. То есть заполняемость растет ежегодно. У нас есть свой нюанс номерной фонд расширяется очень быстро, за год он вырос больше чем в два с половиной раза. И заполняемость в абсолютном показателе растет, но в относительном нет, просто потому что она не успевает за нашим расширением. Обычно отели так быстро не расширяются, как мы, потому что мы это делаем за счет частных инвесторов и можем позволить себе такое быстрое расширение. Органический рост популярности так быстро не происходит. Мы ожидаем, что в следующем году он догонит рост номерного фонда, потому что сейчас уже такого стремительного расширения нет. У нас многие проекты практически полностью проданы. Мы запускаем параллельно новый проект к следующему году. В следующем году должно все более или менее выровняться.
Что за проект, расскажете?
Егор Арсенихин:Это аналог нашего Vazuza Country Club. По сути, такая же модель экогостиница с домиками, которые можно покупать. Просто мы, уже проработав с такой моделью несколько лет, поняли, что еще нужно на старте сделать, чтобы это было привлекательнее. Как пример, люди хотят покупать земельный участок в лесу, такие участки продаются гораздо быстрее, чем участок в поле. Мы купили участок недалеко от нас, 45 гектаров. Мы подобрали его таким образом, что это полностью лесной полуостров, и практически все участки граничат либо с лесом, либо с водой. Также есть такие мелочи важные: люди не должны гулять по автомобильным дорогам, поэтому мы сразу запланировали сеть лесных дорожек, но так, чтобы у каждого дома был выход в лес. Мы более строго зарегулировали архитектурный стиль в том смысле, что ты не можешь построить баню у себя на участке, это запрещено. Ты даже не можешь установить дом так, как тебе хочется, то есть дом за тебя установим мы. Это связано с опытом продаж здесь, потому что собственник может не совсем корректно поставить дом в плане привлекательности для гостей, поэтому его дом будет хуже продаваться. Здесь мы уже полностью это берем на себя.
Хотела бы уточнить насчет варианта аренды. Какой из них пользуется наибольшей популярностью у гостей, как надолго предпочитают люди останавливаться?
Егор Арсенихин:Самый стандартный запрос в плане проживания это две ночи, выходные. Самый популярный тип размещения базово, стандартный заезд это пара. Мужчина, женщина и ребенок или мужчина, женщина и собака. Соответственно, оптимальное предложение для них это домик, но, чтобы не переплачивать за лишнюю площадь, например, с одной спальней.
Фото: пресс-служба
Есть ли какой-то более популярный сезон?
Егор Арсенихин:Тут все по классике. Мы ничем не отличаемся от другого загородного отеля. Сезон основной это всегда лето. Если хорошая погода, то сентябрь к этому приравнивается, частично май. Самые плохие месяцы это межсезонье, потому что в загородном отеле малопонятно, кому что делать в октябре-ноябре и в марте-апреле. Зима это тоже сезон, просто чуть похуже, чем лето. В любом случае это новогодние праздники, которые обычно генерируют поток выручки, который перекрывает пару месяцев обычно. Есть также 8 марта, 23 февраля, длинные выходные, которые всегда заполняются на 100%. Ну, дальше уже зависит от отеля, есть ли там чем заниматься зимой. У нас есть лыжные трассы, снегоходы, многие приезжают покататься, кто-то на рыбалку приезжает, потому что водохранилище рядом.
Какой вариант аренды более выгоден для собственника, который сдает свой дом?
Егор Арсенихин:Тут зависит от популярности конкретного дома. Наша модель подразумевает некую индивидуальность, то есть каждый домик имеет собственный индивидуальный интерьер, мы это отдаем в руки собственнику. Он сам придумывает названия, делает наполнение домика, предоставляет нам фотографии. У всех есть стандарт, который должен быть исполнен, но декор, какие-то фишки это все разрешено. Поэтому если у человека популярный дом, то ему выгодна посуточная аренда, потому что она дороже, чем долгосрочная аренда со скидкой. Если у человека не очень популярный дом, конечно, лучше гарантированная заполняемость. Пусть его лучше снимут со скидкой на месяц, но он тебе гарантированно принесет определенный доход, пускай и меньше.
А сами собственники как часто хотят сами жить в своих домах, которые они приобрели?
Егор Арсенихин:У нас по договору есть такой пункт, что собственник может жить в своем доме бесплатно не более 30% дней в каждом месяце. Неспроста такой пункт существует. Во-первых, в рамках нашего агентского договора мы дом обслуживаем, ремонтируем и ухаживаем за ним. Ничего делать не нужно, нужно просто оставлять свой дом, он всегда будет в хорошем состоянии. Но если собственник начнет приезжать и месяц жить сам, то очень странно, что мы бесплатно оказываем все эти услуги. То есть пункт регулируется. То есть человек все-таки не может все дни жить, поэтому мы понимаем, что мы получим свою часть выручки и у нас будут деньги для того, чтобы этот дом поддерживать в хорошем состоянии. Второй момент, собственникам не нужно жить там так много. В основном все приезжают либо на выходные, либо смотрят, когда у них есть свободные даты в будни, и могут под себя зарезервировать. То есть так, чтобы люди долго жили здесь, — это большая редкость. Но тем не менее, если кто-то захочет провести здесь пару летних месяцев, у него все равно такая возможность есть, но ему придется оплатить некую часть за наши услуги. Поэтому мы здесь не ограничиваем человека.
Немного вернемся назад. Вы говорили, что нежелательно, чтобы собственники сами строили дома по собственным задумкам. Хотела бы уточнить, как часто это происходит и происходит ли вообще? Или, может быть, они всегда предпочитают вкладываться в уже готовые варианты?
Егор Арсенихин:Спрос есть и на то, и на это. Поэтому у нас есть разные зоны, есть зона для индивидуальной застройки. Все, что нужно там сделать, — это согласовать с нами проект. Мы все равно хотели бы, чтобы это было что-то современное, интересное. Поэтому ты можешь прийти сказать: «Я хочу построить вот такой интересный дом». Если это по цветам, по концепции подходит, то мы позволяем строить дом. И на самом деле иногда это очень успешные проекты. У нас есть проекты, когда люди сами построили дом, мы на самом деле сами сомневались, что человека ждет успех. Но на выходе получился уютный маленький домик, нам даже несколько раз пришлось повышать стоимость аренды на этот дом, потому что он был постоянно заполнен, и собственник хотел приехать сам, но не мог. Поэтому есть примеры. Мы, конечно же, за единую концепцию, но тем не менее сделали такую зону для творчества.
Давайте сейчас перейдем к более общим вопросам. Хотела бы поговорить о рынке инвестиций в недвижимость. Расскажите, пожалуйста, как он поменялся за последние два года. За это время произошло много событий: пандемия, события текущего года военная ситуация, экономический кризис. Как все это в совокупности повлияло на рынок и на спрос в текущем году?
Егор Арсенихин:Безусловно, за эти три года ситуация сильно поменялась. Она менялась в процессе. Если мы откатимся в 2019-2020 годы, там была очень низкая ставка, соотвественно, люди не знали, куда им деть деньги. У тебя по вкладам деньги не работают, у всех были накопления, которые не знали, куда девать. Это был идеальный момент для появления инвестиционных продуктов, нетипичных, новых. И так получилось, что мы на рубеже 2019-2020 годов спустили первые проекты с такой рекламой, что точка входа была 5-6 млн. Ты мог купить дом, земельный участок. Дом, здесь имею в виду средний, 65 метров, на четыре-шесть человек. Это было, наверное, идеальное время, поэтому на старте мы очень много продали. Если мы дальше идем по времени, то ставка начинает расти, и одновременно начинается стремительный рост материалов — дерево, металлы. Естественно, строительный рынок это первое, что взлетело. Стоимость дома выросла в два раза как минимум. Соответственно, то, что стоило 5 млн в 2020 году, в 2022-м стоило 10 млн. Естественно, это повлияло и на доходность. Нам уже сложно было анонсировать окупаемость за определенный период, мы все свои финансовые модели пересчитали. Разумеется, это влияет на продажи. И мы здесь не одни. Сейчас мы не рекламируем это как инвестпродукт, мы говорим более сдержанно. Мы говорим, что вы можете приобрести себе дом в классном проекте, приезжать получать удовольствие, этот дом будет приносить хороший доход. Все равно это выше 10% годовых. Все, что выше десяти лет окупаемости на рынке недвижимости, это все равно хорошо. Все равно это нельзя сравнить с квартирой. Кто-то инвестирует в покупку квартиры, думая, что это приносит деньги. Естественно, мы дадим фору очень большую.
Если говорить более общо, эта неуверенность в завтрашнем дне, которая образовалась в этом году, она влияет на вашу прибыль? Этот психологический фактор играет роль?
Егор Арсенихин:Конечно. Мы все ждем, когда придет какое-то спокойствие. Мы общаемся с покупателями. Кто-то мыслит, что нужно сидеть в деньгах, кто-то думает, что инвестировать нужно не в Россию, а выводить деньги из России. Но сейчас ощущается неспокойствие, непонимание, что делать.
Можете ли в цифрах сказать, насколько упала прибыль?
Егор Арсенихин:Тут, наверное, не совсем прибыль. Можно сказать, что количество продаж по сравнению, например, с 2021 годом упало в пять раз.
Давайте тогда сразу перейдем к вопросу об инвестициях в недвижимость за рубежом. В этом году объективно вырос интерес наших сограждан к зарубежной недвижимости, например к недвижимости в Турции, в Арабских Эмиратах. По вашему опыту, можете ли сказать, что россияне предпочитают вкладываться в тот рынок или все-таки это не так? Есть ли какие-то преимущества инвестиций в нашу загородную недвижимость и почему это может быть выгоднее?
Егор Арсенихин:Мне сложно говорить, я не анализирую рынок инвестиций в какие-то другие страны, я не обладаю цифрами. Естественно, просто общаясь с игроками, с теми же инвесторами, я понимаю, что есть настроения покупки недвижимости в Дубае, в Турции. Но при этом есть масса нюансов. Возьмем простой сценарий. Покупая квартиру, дом, апартаменты в Турции, правильно было бы разобраться в проекте, посмотреть доходность, понять, оправданна ли цена. Что сделать на самом деле непросто, не находясь внутри. Базовый пример: ты можешь посмотреть предложения о покупке недвижимости у агента, там будет анонсирована одна стоимость, а внутри на рынке, на местных ресурсах цена будет другая. Это 100% так. Это первый фактор. Дальше кто будет управлять твоей недвижимостью, что за управляющая компания, как ты ее проверишь? То есть это на самом деле очень большая работа. Когда ты покупаешь недвижимость в России, возьмем даже наш проект, ты можешь легко все проверить. Ты можешь приехать, пожить в доме, посмотреть цифры, посмотреть программу по заполняемости. Мы открытый, например, проект. У нас все видно, можно пообщаться с инвесторами и понять, какая будет доходность и как этим будут управлять. Как оценить это по Турции? Тут можно просто отметить, что если разбираться в продукте, наверняка есть масса интересных вариантов. В Дубае быстро растут квартиры, маленькие однушки, ты можешь покупать с целью перепродажи. Но зачастую у кого есть время погружаться в рынок, изучать? Дальше. Это другая страна. Покупка недвижимости подразумевает нюансы. Ты получаешь доход из Турции. На какой счет, какое налогообложение, есть ли какие-то риски, надо или не надо декларировать доходы? Куча всяких нюансов, которые есть. Так или иначе можно во всем этом разобраться. Но простота входа это тоже важный момент. Ты покупаешь дом в Смоленской или в Московской области. Он работает, ты все изучил. Самый страшный риск, что управляющая компания закроется, перестанет работать. У тебя останется объект, некий актив дом, дача на берегу водохранилища, ты его можешь реализовать. И ты понимаешь все. Этот дом зарегистрирован в Росреестре, это полноценное имущество, ты им владеешь на 100%. Мне кажется, это открытая, понятная ситуация. Инвестиции за рубежом это такая более профессиональная вещь. Все-таки у нас сейчас портрет человека, у которого есть деньги, есть возможности и желание приобрести себе дом. Но он покупает не просто дом, дачу, куда можно приезжать, он покупает еще и актив, который приносит пассивный доход. Вот что такое наш продукт.
Еще, наверное, могут быть проблемы с выводом денег из-за рубежа?
Егор Арсенихин:Это зависит от управляющей компании, в какой валюте тебе выплачивают. Если мы говорим про Турцию, инфляция в этом году составила 80%. И нет никаких гарантий, что в следующем году будет иначе. Если ты получаешь доход в лирах, соответственно, большой риск. Если получаешь доход в долларах, о'кей. Вопрос с выводом долларов в Россию, у нас есть ограничения. Если говорить про европейский рынок, он сейчас, по сути, закрыт. На профессиональном уровне, естественно, да. Но наш портрет покупателя это не тот человек, который инвестирует в десять апартов, это семья, которая хочет купить себе дачу, но приятным бонусом здесь будет неплохая доходность. Альтернативы за рубежом, как мне кажется, очень высокорискованные.
Расскажите, пожалуйста, о структуре рынка загородной недвижимости, как она изменилась? То есть что покупали раньше, три-пять лет назад, что покупают сейчас и как изменилась доходность?
Егор Арсенихин:Если совсем в общем, то, судя по нашему проекту, если раньше покупали дом среднего размера, около 60-70 метров, то рост стоимости, в первую очередь на землю, поменял доходность. Мы прекрасно понимаем, что людей, которые готовы 5-6 млн потратить, гораздо больше, чем тех, кто сейчас готов 10-11 млн потратить. Этот массовый покупатель перешел на более маленькие дома. То есть это дом 40 метров или это продукт иного характера, может быть, покупка современного глэмпинга. Вектор смещается во что-то более недорогое. Я считаю, что нужен период, когда люди привыкнут к новым ценам. Сейчас мы уже отмечаем, что к концу года динамика положительная, люди стали возвращаться и покупать то, что стоит 10-11 млн. Поэтому, если резюмировать, да, массовый покупатель еще не привык к новым ценам и смотрит что-то поменьше в рамках 5-6 млн, которые были пару лет назад. Но цель-то какая? Купить себе дом и чтобы он приносил тебе доход. Мы сейчас не говорим про профессиональных инвесторов, которые ищут инвестпродукты. Они, наверное, в другом месте что-то купят. Мы говорим сразу о двух целях: купить домовладение и получить возврат денег. Придет осознание, и люди привыкнут, что это теперь стоит так.
Фото: пресс-служба
Может быть, у вас есть прогнозы, что будет дальше, в следующем году, через два года? Как это будет стоить? Снизится или, наоборот, возрастет интерес к покупке?
Егор Арсенихин:Тут от нескольких факторов зависит. Первое сейчас будет понижаться ставка, деньги будет невыгодно хранить на вкладе. Дальше это стабилизация ситуации, чтобы люди успокоились, что экономика наша на самом деле не разрушается, что все как-то продолжается и можно жить дальше. Так или иначе, нужно деньги тратить, дома нужно покупать. Естественно, мы немного скорректировали свои планы. Пик продаж мы для себя установили на 2024 год, потому что в 2023 году не совсем ясно, как будут развиваться события. Но мы все равно ожидаем, что следующий год будет успешнее, чем 2022 год.
Потому что люди привыкнут к сложившейся ситуации?
Егор Арсенихин:Да. 2022-й сложно оценивать ввиду слишком серьезных событий, панических настроений, отъездов, возвратов. Сейчас еще часть целевой аудитории, если не ошибаюсь, не вся вернулась обратно. Пока такой момент, который нужно переждать.
Давайте вернемся к гостям, к клиентам, которые к вам ездят. Хотела бы узнать, насколько загородный отдых такого типа, отдых на выходные, популярен в России? Насколько россияне его распробовали?
Егор Арсенихин:Можно сказать, что популярность такого отдыха растет каждый год. Это очевидный факт. Потому что, как я уже сказал, в абсолютных показателях заполняемость отеля растет. Все больше появляется запросов на дикий отдых, на экоотели. Это видно по количеству новых проектов. За последние два года реально открылось много чего. Если взять Москву и Московскую область с их населением, людям особо некуда ехать. А они хотят, и они хотят периодически менять места. Поэтому спрос растет. Люди хотят проехать побольше, хотят погулять по территории, по диким местам, пофотографировать все. Если взять нашего стандартного гостя, наверное, это человек, которому ничего особо не нужно. То есть он хочет приехать в домик, почувствовать себя дачником и погулять по лесу, посмотреть на кроликов. Наверное, это такая основа. Многие даже, что интересно, не ходят в ресторан, они заказывают себе еду в домик. Поэтому мы в новом проекте делаем большую кухню и продумываем удобную доставку, потому что люди хотят просто выбраться из города, пожить в домике.
Можно ли сказать, что это такая забава местных жителей или это распространяется на всю Россию?
Егор Арсенихин:По поводу всей России мне судить сложно. Я знаю, конечно, к нам обращаются из других регионов. В основном это туристические регионы, где открываются подобные проекты. У нас есть Дубль-дом это, наверное, флагманский проект, поселок, где установлены дубль-дома. Это наш отечественный продукт, модульный дом, который собирается на заводе, привозится, из модулей собирается на участке в течение недели. Ты очень быстро покупаешь, запускаешься и начинаешь получать деньги. Дубль-дома мы установили в 2019 году, с этого момента как минимум десять отелей купили аналогичные дома и до сих пор их устанавливают. Просто видя, как мы масштабировались быстро, они делают то же самое. И в Московской, и в Тверской, и в Ярославской областях. На прошлой неделе у меня была встреча, приезжали алтайцы, хотят делать похожий проект, тоже спрашивают про эти дома.
То есть можно сказать, что идея зародилась на московской территории и потихоньку распространяется по остальной России?
Егор Арсенихин:Наверное, так. Мне сложно сказать, был ли у нас такой пример в России, как у нас. Мне кажется, что нет. Не хочется, конечно, чьи-то лавры себе забрать. По моим ощущениям, мы первые, кто сделали такой продукт это поселок при отеле, дачный отдых, который приносит тебе деньги. С этого момента очень многие сделали подобное, немного иначе. Не все делают это так открыто, многие делают так, что они сдают в аренду этот дом или ты покупаешь долю. Но тем не менее таких проектов сейчас очень много.
Повлиял ли кризис в этом году на интерес к подобному виду отдыха?
Егор Арсенихин:Ну, тут есть только предположение. В абсолютном показателе количество гостей у нас выросло, если в прошлом году их приехало 100 человек, то в этом году их приехало 220. Это к ответу, растет ли популярность такого вида отдыха. А вот по поводу повлиял ли этот кризис я могу только догадываться. По мне, очевидно да. Потому что отъезд активных людей, которые во многом наша целевая аудитория, наверняка не мог не сказаться. Это все предположения, статистически не с чем сравнивать. У нас не было ни одного отъезда еще три года назад.
И, наверное, последний вопрос задам. Кого Vazuza считает своими конкурентами на этом рынке?
Егор Арсенихин:Здесь нет абсолютно никакой тайны и опасений. Есть просто похожие проекты, которые нам нравятся. Есть, например, отель Pine River, там установлены, помимо всего прочего, дубль-дома. Там хорошая территория, сосновый лес, я сам туда приезжал не один раз. Вот они конкуренты. Единственное у нас очень сильно отличаются условия. У нас ты покупаешь все в собственность, там ты берешь в аренду. По-моему, там пропорция по комиссии совершенно другая. Если мы выплачиваем 60% от выручки собственнику, 40% оставляем себе за свои услуги, то там 70% забирает управляющая компания, 30% выплачивает собственнику дома. Я дико извиняюсь, если был какой-то апдейт и все поменялось, но полгода назад было так. Есть еще несколько примеров. Есть, например, Bolotov Dacha проект в Тульской области. Некоторое время назад там была анонсирована гарантированная доходность. То есть ты получаешь 50 тысяч рублей в месяц независимо от того, как дом сработал. Ну, вариант, да. Мы в своем случае не даем гарантированную доходность, но при хорошей заполняемости ты можешь получить 150 тысяч рублей в месяц, что существенно отличается. Есть еще проекты такого рода, когда ты покупаешь долю, это так называемый котловой метод. Допустим, делаются десять домиков, и ты покупаешь долю, лот виртуальный, и получаешь выручку соразмерно своей доле от общей заполняемости всего комплекса. Такие проекты тоже интересны людям, потому что там маленькая точка входа, ты можешь за 300 тысяч рублей купить эту долю и получать доход. Наверное, имеет право на жизнь, но, как по мне, там не совсем понятно, что с ликвидностью. Что ты с этой долей будешь потом делать? Насколько я понимаю, ты не можешь ее продать без согласия других участников. Мне вся эта история представляется немного рискованной. С другой стороны, насколько я знаю, это пользуется спросом.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию