16+
Пятница, 22 ноября 2024
  • BRENT $ 74.31 / ₽ 7447
  • RTS803.70
11 октября 2022, 18:31 Авто

Уйти нельзя остаться: Nissan продает российский бизнес государству с опционом

Лента новостей

Renault и Nissan входят в один и тот же концерн, и схема их ухода очень похожа. Правда, завод Renault в Москве, который теперь называется «Москвич», продан безвозвратно, а японская компания оставила за собой право выкупить все свои активы

Фото: Igor Russak/Reuters

Японский автоконцерн Nissan одобрил продажу ста процентов российского подразделения ФГУП НАМИ, подведомственному Минпромторгу. Речь о заводе в Петербурге и центре продаж и маркетинга в Москве. Важным условием сделки стал опцион на обратный выкуп своей доли: Nissan сможет воспользоваться им в течение шести лет. Планируется, что постпродажным обслуживанием автомобилей Nissan и поставками запчастей для них займется «АвтоВАЗ».

В Nissan уже опубликовали оценку потерь из-за ухода из России. Единовременный убыток составит почти 700 млн долларов. Японская компания продержалась довольно долго. Renault, бизнес которой в России оценивался почти в 2,5 млрд евро, продала активы еще в мае.

Renault и Nissan входят в один и тот же концерн, и схема их ухода очень похожа. Правда, есть и отличия. Например, завод Renault в Москве, который теперь называется «Москвич», продан безвозвратно. Французская фирма может выкупить только долю в «АвтоВАЗе». Японская же компания оставила за собой право выкупить все свои активы.

Обслуживать автомобили, которые компания уже продала в России, а за последние полтора года это почти 65 тысяч машин, будет «АвтоВАЗ», заявил глава Минпромторга Денис Мантуров. Но проблемы с комплектующими все равно будут возникать, считает автоэксперт Артем Бобцов.

Артем Бобцов автоэксперт «Французы, уходя, обещали содействие в поставки компонентов для «АвтоВАЗа», содействие в использовании платформ, но после того, как документы подписали, вещи собрали и уехали, ничего этого сделано не было. Может быть, не по их вине, поскольку высоко санкционное давление, но тем не менее тогда не следовало этого обещать. Думаю, в случае с Nissan таких обещаний даваться не будет, цель этой переуступки сохранить предприятие, оборудование, которое на нем находится, сохранить отчасти штат, все-таки это обученные специалисты, и тем самым какую-то базу для своего возвращения оставить. Но никаких поставок комплектующих или платформ этих кузовов или еще чего-то на завод из Японии не будет, выпускать завод тоже ничего не будет. Вот этот перевод под патронаж НАМИ — это больше социальная функция, чтобы не пострадали сотрудники, видимо, им теперь государство будет через НАМИ платить зарплату, чтобы не пострадали наработки, чтобы завод попросту не растащили на кирпичи, как это у нас в России любят делать».

Эксперты говорят, что никаких комплектующих для производства автомобилей Nissan в Россию поставлять сейчас не будет. В этом просто нет смысла. В случае таких поставок с точки зрения санкций Nissan останется компанией, которая работает в России.

На заводе в Петербурге японцы производили модели Murano, X-Trail, Qashqai. Мощность завода составляет более 100 тысяч автомобилей в год, и ничего кроме этих автомобилей там производить невозможно без полной замены оборудования.

О том, что будет с заводом в ближайшем будущем, рассуждает главред журнала «За рулем» Максим Кадаков:

Максим Кадаков главред журнала «За рулем» «В случае с Renault людям и заводу вообще повезло в том, что его подхватило правительство Москвы. Московскими амбициями, подкрепленными московскими финансами, можно поднять любой завод. И если предположить, что московское правительство, я фантазирую, захочет еще под свое крыло взять еще какой-нибудь завод, допустим, завод Nissan, можно предположить, что московское правительство найдет применение и этому заводу, либо найдется какой-то другой покровитель. Но очевидно, что если буквально в ближайший месяц-два на заводе Nissan в Петербурге не начнут выпускать машины, а все будет остановлено, то два варианта: либо новый покровитель, который возьмет под свое крыло этот завод, будет оплачивать все убытки, потому что нельзя просто на завод повесить замок, его надо охранять, отапливать, освещать, есть сотрудники, которые получают зарплату по Трудовому кодексу даже во время простоя, это огромные расходы. Либо, если такой покровитель не найдется, а производство не будет возобновлено, значит, этот завод надо просто заморозить, а людей уволить».

А с учетом того, что в России сейчас не загружены полностью даже отечественные заводы, кто и чем сможет загрузить завод японской компании без ее участия, непонятно.

Что же касается дилерской сети Nissan, которая начитывает более сотни дилеров, то на примере Renault можно сказать, что ее ждет медленное угасание и перепрофилирование под продажи китайских автомобилей, а сейчас желающих ими заниматься и так слишком много, либо закрытие бизнеса.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию