Российские очередники ждут новых форм поддержки. Некоторые — десятилетиями
Лента новостей
На заседании Общественного совета при Минстрое обсуждали две темы. Первая связана с российскими очередниками, вторая — с отечественными застройщиками
Две темы, обсуждавшиеся на недавно состоявшемся заседании Общественного совета при Минстрое, привлекли к себе самое серьезное внимание профессионалов рынка и вовлеченных в повестку дня дилетантов. Первая связана с российскими очередниками, вторая — с российскими застройщиками: помощь сегодня очевидно нужна и тем, и другим, и судя по словам, прозвучавшим в ходе заседания, государство готовится ее оказать.
Очередники и выполнение обязательств по обеспечению их жильем — вопрос для России непростой. Согласно статистике, которую руководитель комиссии в сфере жилищной политики Общественного совета при Минстрое Надежда Косарева озвучила* в своем выступлении на заседании, сегодня в предоставлении той или иной жилищной поддержки нуждаются около 7 млн российских семей. При этом 3,38 млн семей состоят на различных учетах, в том числе по данным на начало 2022 года 2,1 млн семей состоят на муниципальном учете и по ситуации на конец 2021 года средний срок ожидания ими этой самой поддержки составлял 22,5 года.
Но это еще ничего: по словам Надежды Косаревой, которые приводит «Российская газета», темпы обеспечения жильем некоторых категорий очередников еще медленнее. К примеру, по оценкам Росстата за 2021 год, в очереди на жилье стояло 2615 граждан, уволенных с военной службы, но за год жилье получил лишь 51 человек: при такой скорости очередь может растянуться более чем на 50 лет. Инвалиды и семьи с детьми-инвалидами, вставшие на учет до 2005 года, будут ждать квартиры еще 15 лет (всего 32 года). По данным за 2017 год, расчетное время ожидания квартир для выезжающих с Крайнего Севера составляло более 70 лет, и так далее.
Стоит отметить, что 3,3 млн семей в России имеют право на получение поддержки в рамках наиболее масштабных социальных проектов, к которым, в частности, относится переселение из ветхого и аварийного фонда и система жилищного обеспечения военнослужащих. Общий объем накопленных государственных и муниципальных обязательств по жилищному обеспечению граждан составляет 8,9 трлн рублей. Кроме того, существуют ежегодные гособязательства по предоставлению жилищной поддержки гражданам отдельных категорий в рамках специальных проектов и мер, и здесь минимальная оценка расходов — 493,4 млрд рублей в год, отмечает Надежда Косарева.
Что предлагается сделать для ускорения решения проблемы очередников? Первое — предоставить субъектам РФ право установить все или некоторые из видов поддержки, которая может быть предоставлена очередникам по их желанию во внеочередном порядке. В расширенной линейке — частичная субсидия на приобретение или строительство жилья (за исключением малоимущих граждан), льготный ипотечный кредит (за исключением малоимущих граждан), предоставленное внаем жилое помещение в наемном доме социального использования, в том числе субсидия на наем такого помещения для малоимущих граждан, предоставление обеспеченного инфраструктурой земельного участка для индивидуального жилищного строительства, субсидии для найма жилья на рынке до решения жилищной проблемы и ряд других вариантов. По мнению эксперта, это сократит для очередников срок ожидания жилья и одновременно повысит спрос на недвижимость, что также немаловажно в нынешних экономических условиях.
Второе — создание Единого реестра очередников, в который будут включены все категории льготников: и федеральные, и региональные, и муниципальные. Как заявил на заседании министр строительства и ЖКХ Ирек Файзуллин, разработка реестра уже завершена и сейчас идет его наполнение. Правда, в цифрах полное расхождение: Надежда Косарева и фонд «Институт экономики города», президентом которого она является, говорят о миллионах семей, нуждающихся в новом жилье, а в Минстрое объясняют, что до конца года регионы должны зарегистрировать в реестре 370 тысяч очередников, данные о 182,2 тысячи уже внесены, а всего в стране насчитывается около 800 тысяч очередников.
Вообще, концепция систематизации форм и методов жилищной поддержки льготных категорий граждан, которую представила на заседании Надежда Косарева, выходит далеко за рамки создания одного только единого реестра. Среди основных концептуальных предложений — установить единые жилищные стандарты и критерии признания граждан нуждающимися в поддержке по жилищным основаниям (так называемый минимальный жилищный стандарт) и предоставления такой поддержки (так называемый стандарт жилищного обеспечения), сделать господдержку более адресной (в частности, учитывать доходы семьи и ее обеспеченность жилыми помещениями, что сейчас принимается во внимание не всегда), максимально расширить формы жилищной поддержки и предоставить гражданам возможность выбирать ее форму и так далее.
По словам Надежды Косаревой, основной целевой показатель концепции — сократить срок ожидания гражданами жилищной поддержки до максимум пяти лет.
Застройщики на заседании Общественного совета при Минстрое тоже услышали очень важное для себя словосочетание: выкуп жилья. Но об этом стоит поговорить отдельно.