Курс без доллара: почему продление валютных ограничений плохой знак. Комментарий Семена Новопрудского
Лента новостей
Продление валютных ограничений до 9 марта 2023 года означает, что страна может надолго утратить одно из главных экономических достижений всей постсоветской истории — свободный обмен валюты. А он является одной из основ современной свободной рыночной экономики, напоминает колумнист
Продление валютных ограничений до 9 марта 2023 года на фоне активно циркулирующих слухов о приостановке биржевых торгов долларами в России означает, что страна может надолго утратить одно из главных экономических достижений всей постсоветской истории — свободный обмен валюты. А он в свою очередь является одной из основ современной свободной рыночной экономики.
Не дожидаясь 9 сентября, когда истекали введенные 9 марта полугодичные ограничения на снятие наличной иностранной валюты, Банк России 1 августа досрочно и автоматически продлил их еще на полгода, аж до 9 марта 2023-го. Сенсацией это не стало.
Снять со своих валютных счетов россияне по-прежнему могут не больше 10 тысяч долларов или 10 тысяч евро независимо от валюты вклада. А валютные вклады, открытые россиянами после 9 марта (в марте из-за резкого роста ключевой ставки стремительно, но очень ненадолго выросли и ставки по валютным депозитам), де-факто остаются полузамороженными.
«Граждане, которые с 9 марта 2022 года еще не успели воспользоваться этой возможностью, могут снять в валюте только деньги, поступившие на счет или вклад до 9 марта 2022 года. Остальные средства по-прежнему можно получить в рублях по рыночному курсу на день снятия. Выдача иностранной валюты осуществляется в долларах США или евро независимо от валюты вклада или счета»,— разъясняет регулятор.
Проблема в том, что на фоне этих ограничений сами банки начали еще сильнее затруднять доступ россиян к долларам и евро (несмотря на все усилия властей, пока иностранной валютой россияне считают прежде всего именно эти две, а не юани, рупии и прочие тенге). Вводятся банковские комиссии за хранение долларов и евро на счетах. А если реализуется угроза приостановки биржевых торгов долларами, то не будет и того самого «рыночного курса», по которому люди могут получить с валютных счетов рубли.
Сам ЦБ формально против ограничений и не хочет запрещать хождение доллара в России, о чем публично заявляла глава регулятора Эльвира Набиуллина. При этом смысл ограничений по-прежнему не очень понятен. Изначально он объяснялся западными санкциями, в том числе запретом на ввоз наличных долларов и евро в Россию: их нельзя ввозить финансовым институтам и российским компаниям, но можно без ограничений гражданам в личных целях.
Если цель — дедолларизация российской банковской системы, о чем тоже постоянно говорит ЦБ, почему бы не отдать всем желающим россиянам всю их валюту с банковских депозитов? Полноценного свободного наличного обмена долларов и евро все равно нет. Вывозить из России налом больше 10 тысяч в долларовом эквиваленте нельзя. У самого российского государства валюты полна коробочка: она поступает от экспорта энергоносителей по растущим ценам и остается в стране из-за сжатия импорта.
При этом Банк России фактически снял валютные ограничения на переводы за границу: с 1 июля любой россиянин может перевести на свой или любой чужой счет за рубеж до 1 млн долларов в месяц. Эта сумма делает возможности перевода денег практически безграничными: проблема лишь в том, примет ли банк «недружественной» или даже дружественной страны такой перевод у гражданина России из-за того, что он гражданин России.
У этих валютных ограничений есть два крайне неприятных символических свойства. Во-первых, их автоматическое досрочное продление означает, что регулятор не видит перспектив окончания специальной операции и смягчения «войны санкций» в обозримом будущем. Во-вторых, свободный обмен валюты наряду с отказом от прямого регулирования цен стал одним из главных символов перехода России от потерпевшего полный экономический крах социализма к рыночной экономике. И такие ограничения наряду с некоторыми другими мерами и заявлениями властей (например, о «технологическом суверенитете» как цели развития страны) вынуждают людей, заставших в сознательном возрасте СССР, вспоминать о «прелестях» советской экономики: с чудовищным качеством товаров, их постоянным дефицитом, беспробудной нищетой подавляющего большинства населения. И… с уголовной статьей за обмен валюты.
Разумеется, в России можно спокойно прожить, не пользуясь долларами или евро и никогда не видя их в глаза. Проблема в том, что стремительный возврат валютного рынка в советское или квазисоветское состояние будет автоматически означать и провал всей национальной экономики в лучшем случае в состояние начала 1990-х (челноки, барахолки, пиратский импорт — «вот это все»), а в худшем — в советское потребительское убожество 1970-1980-х годов.
Свободный обмен в России долларов и евро — главных мировых валют, при всем уважении к юаню или турецкой лире — важный показатель степени экономической свободы и перспектив национальной экономики как таковой. Вместо McDonald’s без больших моральных потерь для народа можно сделать «Вкусно — и точка». Вместо обменников в банках или возможности спокойно менять валюту онлайн никаких суррогатов не создать.
Отмена валютных ограничений, если мы ее увидим в марте будущего года или позднее, станет важным и верным индикатором начала возвращения России в экономическую нормальность. Но пока, увы, ничто этого не предвещает.