Россияне покупают через третьи страны даже китайские товары
Лента новостей
Китайский ретейлер-гигант Shein без каких-либо комментариев оставил сотни тысяч российских покупателей без своей продукции. И теперь они выкручиваются как могут
Ретейлер модной одежды Shein объявил о планах выхода на IPO — компания оценивается в 100 млрд долларов. Маркетплейс стал особо популярен после пандемии. В прошлом году выручка компании, по оценке Reuters, составила почти 16 млрд долларов. Тогда же в России приложение Shein для смартфонов обогнало по числу скачиваний Lamoda. При этом еще в марте 2021 года площадка в РФ фактически перестала работать.
С начала марта в иностранных интернет-магазинах не работают карты Visa и Mastercard, выпущенные в России. И если британский Asos официально заявил о прекращении доставки товаров в страну, а китайский AliExpress, имея российское представительство, продолжил работу, то Shein просто молча перестал принимать оплату с российских карт. И хотя Пекин не запрещал своим компаниям возить в Россию одежду, по одной из версий, руководство Shein боится западных санкций.
Фанаты площадки в панике начали искать альтернативные пути покупки модной одежды. Самые очевидные — оплата с иностранной карты или заказ у посредников из других стран. Последнее похоже на параллельный импорт или «серый» рынок, констатирует исполнительный директор VSK Group Максим Тищенко:
Максим Тищенко исполнительный директор VSK Group «Я бы даже сказал, что он не «серый», а он уже сильно «черный». Пользователи, конечно, остались, но их число значительно сократилось. Причины две. Первая: сложность с оплатой. Вторая: очень долгая логистика. Наши [соотечественники] всегда находят выходы: делают и через Киргизию карты, и через Казахстан, но это все равно определенные затраты. И если человек совершает какие-то мелкие покупки, это совсем невыгодно. Затраты на выпуск карты обходятся не в тысячу рублей, а в несколько десятков тысяч рублей. И, конечно же, появилась куча людей — как физические, так и юридические непонятные лица, — которые могут помочь. Чуть ли не из серии «привезу сам».
Одежда Shein есть на Ozon и Wildberries. Но товаров около сотни, и это включая аксессуары. Торгуют обычно ИП, нередко с иностранными именами. А на подлинность бренда вообще ничего не указывает.
Также сервисы почтовых доставок, такие как СДЭК и «Бандеролька», имеют услуги «выкуп» и «помощь с покупкой». Они и до санкций работали с маркетплейсами, не доставляющими товары в Россию. Расплатиться с ними можно российской картой, а товар на зарубежном сайте покупает партнер службы доставки. За это он берет комиссию, обычно в районе 7%.
Но особым цветом с уходом Shein расцвели телеграм-каналы и чаты, которые собирают заказы и доставляют одежду бренда из стран СНГ. Во всяком случае, так заявляют их авторы. Некоторые из них насчитывают десятки тысяч подписчиков, но бывают и фейковые аккаунты. Вот что в переписке с Business FM рассказал Артур — редактор чата, который возит товары через Киргизию:
«У нас самый крупный телеграм-канал, его начинают копировать мошенники, которые просто выставляют наши отзывы за свои и обманывают людей. Именно через нас сейчас покупать безопасно, потому что заказы успешно доставляются с 9 июня и мы публикуем часть отзывов и процесс доставки. У нас есть ограничения: заказать можно не более чем на 20 тысяч рублей на человека, обувь заказать нельзя. Сейчас главная наша проблема в том, что мы не можем выполнять более 120 заказов в месяц из-за ограничений на стороне Shein. А потенциальных заказчиков у нас несколько тысяч».
В начале июля Аsos в описании к новому обновлению своего приложения едко пошутил над российскими пользователями и заявил, что будет показывать им только доступные в России товары: «Обидно видеть то, что не можешь купить, правда?». Все тогда возмутились. А вот с любителями Shein все наоборот. Во «ВКонтакте» есть фанатские странички с сотнями тысяч подписчиков, там до сих пор каждый день публикуют подборки красивых топов и юбок, а пользователи лайкают и плачут в комментариях — «жаль, не купить».