Генпрокуратуре могут разрешить приостанавливать лицензию СМИ на три месяца за недостоверную информацию
Лента новостей
Редакции разрешат возобновить работу, если она устранит нарушение. При повторном могут отозвать лицензию на полгода. Насколько это серьезное ужесточение?
Согласно законопроекту, который готовят к рассмотрению во втором чтении, Генпрокуратура сможет приостановить лицензию СМИ на три месяца, если издание опубликует информацию, признанную российскими властями недостоверной. Редакции разрешат возобновить работу, если нарушение будет устранено. При повторном нарушении Генпрокуратура сможет отозвать лицензию на полгода, а за неоднократные фейки — вовсе ее аннулировать.
В первоначальной редакции законопроекта СМИ практически закрывалось, так как сразу отзывалась лицензия. Теперь же есть право на ошибку, объяснил Business FM заместитель председателя комитета по информационной политике, один из соавторов документа Сергей Боярский:
— Там есть приостановка действия до трех, не более, месяцев, но это не означает, что ошибку нельзя устранить раньше, в этом случае гораздо более коротком периоде.
— Устранил и, значит, автоматически раньше нужно запускаться?
— Деятельность можно будет восстановить не автоматически, а по решению Роскомнадзора. Отзыв лицензии тоже происходит не автоматически, не роботы же решают такие вопросы, это генеральный прокурор, его заместители, это Роскомнадзор, все прекрасно друг друга знают, и если будет указано на ошибку и она будет устранена, не факт, что будут вводить те санкции, о которых мы говорим. Гораздо более важный момент в этом законопроекте — это возможность прекращения деятельности иностранных СМИ в случае прекращения деятельности отечественных СМИ за рубежом как зеркальный ответ, там и повод не нужен. На наш взгляд, это довольно серьезный инструмент сдерживания агрессивной политики в отношениях российских средств массовой информации за рубежом, которые давно уже просили о защите.
Первая редакция законопроекта была внесена в Госдуму в апреле. Тогда депутаты предлагали разрешить Генпрокуратуре закрывать СМИ, если оно опубликует информацию, которую российские госорганы считают недостоверной. Депутаты предлагали ввести ответственность журналистов за перепечатывание признанной недостоверной информации других СМИ.
Согласно исправленной версии проекта, Роскомнадзор будет обязан произвести необходимые действия по внесению в реестр в течение суток, в первом варианте предусматривалось, что действия должны быть произведены «незамедлительно». В новом законопроекте, конечно, в некотором смысле ужесточение, но приостановка действительно лучше, чем закрытие, считает председатель Союза журналистов Москвы, главный редактор «Московского комсомольца» Павел Гусев:
— Это предложение более соответствует тем предложениям, которые мы просили на заседании комитета по СМИ в Госдуме. Мы просили, чтобы не Генпрокуратура решала о приостановке деятельности СМИ, а Роскомнадзор по соответствующим заявлениям, судебным требованиям и другим. Важный момент, на наш взгляд, что сразу закрывать СМИ нельзя. Пошли навстречу, сделали три-шесть месяцев. Я думаю, что все эти сроки в принципе могут быть приемлемыми, главное, чтобы не было сразу приостановки работы СМИ через силовые структуры напрямую.
— Понимаю, что все-таки через силовые структуры, но предупреждение необходимо получить два раза, а здесь достаточно и одного, и три месяца все-таки для СМИ — это ведь очень большой срок с точки зрения рекламы и так далее.
— Для СМИ — это определенный удар, но в то же время они должны прекрасно понимать, что нужно работать в рамках того законодательства, которое сейчас есть. Конечно, это усложняет работу, но сейчас время такое. Это в любом случае уже значительный плюс к тому, что если бы силовые структуры просто, не обсуждая, закрывали средства массовой информации. Но здесь предусмотрено, что я и ряд руководителей СМИ предлагали на заседании кабинета, что первый раз это должно быть предупреждение. Если после этого предупреждения материал не снимается, СМИ не реагирует, тогда уже применять три месяца, шесть месяцев, в данной ситуации убрали, на мой взгляд, очень важный момент — предупреждение.
Критерии, на которые опирается этот законопроект, достаточно размытые. У правоприменителей будет гибкая возможность признавать или не признавать тот или иной материал фейком, считает управляющий партнер Коллегии медиаюристов Федор Кравченко. По его мнению, в этом законопроекте есть две существенно опасные меры:
Федор Кравченко управляющий партнер Коллегии медиаюристов «Речь идет о том, что запрещается распространение любых материалов иностранного СМИ, в том числе через другие российские СМИ или через интернет, на производство и хранение таких материалов в целях распространения. Это действительно опасно, потому что получается, что если генпрокурор признает условное СМИ запрещенным, россияне даже не будут иметь право хранить дома статью [этого издания]. Но пока ответственность за это не установлена, я думаю, что это временная мера. Второе касается ликвидации судебной монополии на прекращение и приостановление деятельности СМИ. Если раньше все-таки только суд, а это, напомню, состязательный процесс, где генпрокурору, Роскомнадзору, даже с поправками на российское правосудие, приходилось что-то доказывать, сейчас они принимают все решения в тиши кабинетов, вернее, еще пока не принимают, но я почти уверен, что депутаты за это проголосуют».
Авторы инициативы — группа депутатов от разных фракций, кроме КПРФ, во главе с председателем комитета Госдумы по безопасности Василием Пискаревым.